
Сегодня стремительный взлет молодой команды The Vines - уже подробно задокументированная история. Это почти фантастический роман о четырех парнях из Сиднея, которые обожали музыку, сочиняли песни, как и миллионы подростков в их возрасте, и записывали их на домашних магнитофонах. Но в отличие от миллионов других энтузиастов, они так упорно шли к цели, так верили в свои силы, что зазвучали на весь мир. И тогда десятки миллионов людей услышали этот забористый коктейль из панка, рока и гранжа.
Вокалист и гитарист Крейг Николлз (Craig Nicholls), бас-гитарист и вокалист Патрик Мэттьюз (Patrick Matthews) и барабанщик Дэвид Олифф (David Oliffe) познакомились в конце 90-х, когда учились в старших классах школы. Тогда они еще не были ни гитаристами, ни барабанщиками, а простыми сиднейскими школьниками, которые подрабатывали в ближайшем "Макдональдсе". Объединило их страстное увлечение музыкой. Группой номер один была для них Nirvana, а на формирование собственного саунда повлияло творчество Hives, Haven и Doves. Крейг Николлз предложил назвать их трио The Vines, вспомнив про группу The Vynes, которую в 60-е годы возглавлял его отец. По неписаному сценарию, свой шарм юные музыканты опробовали на друзьях и соучениках, играя на вечеринках и днях рождения. Начинали с кавер-версий Nirvana, вырабатывая по ходу привлекательный, по-панковски энергичный саунд. Этап первоначального накопления музыкального багажа занял больше пяти лет. Первые записи делались в скромных домашних условиях на обыкновенных магнитофонах, без всякой надежды, что кто-нибудь это услышит и оценит. Поэтому когда у новоиспеченных поп-панков появилась возможность по-взрослому дебютировать, они взялись за дело с завидной энергией.
Первый же сингл "Factory" повлек за собой подписание договора с британской звукозаписывающей компанией Heavenly. Это дало выход как на европейский, так и на американский рынок. The Vines использовали этот шанс на полную катушку. Полные надежд и сногсшибательных идей, в начале 2002 года они садятся на корабль, который доставляет их в Лос-Анджелес. Здесь их берет в оборот многоопытный продюсер Роб Шнапф (Rob Schnapf), курировавший до этого Foo Fighters, Бека (Beck) и Эллиотта Смита (Elliott Smith). Результатом этих сессий стал убойный полутораминутный хит "Highly Evolved": взрывные гитары, мрачный вокал, заразительная бравада молодости. Когда в марте 2002 года сингл "Highly Evolved" был опубликован в Великобритании, музиндустрия не смогла его проигнорировать. Журнал "New Musical Express" называет его синглом недели, а промоутеры The Vines не успевают удовлетворять все приглашения на выступления. Гастроли по Великобритании продолжаются всю весну. Новый сингл "Get Free" прокладывает дорожку в рок-чарты и надолго устраивается в эфире европейских, а затем и американских радиостанций.
При всех обнадеживающих перспективах испытание жизнью на колесах оказалось, однако, не по плечу барабанщику Дэвиду Олиффу. Он пакует чемоданы и возвращается в Австралию. Замену удается найти без труда. Новым барабанщиком Vines становится Хэмиш Россер (Hamish Rosser). А вслед за ним появляется еще один гитарист Райан Гриффитс (Ryan Griffiths), что позволяет Крейгу Николлзу полностью сосредоточиться на вокале и сочинении новых песен (это его исключительная прерогатива в команде). Американские меломаны узнали о потенциале команды на фестивалях Coachella Music и Arts Festival в Калифорнии. А в июле 2002 года состоялся международный релиз полноформатного дебюта Vines "Highly Evolved". Он очень комфортно чувствовал себя в хит-парадах, отметившись под 11 номером в рейтинге Billboard 200.
Британская пресса уже поспешила рекомендовать Vines публике как второе пришествие Nirvana. Между тем команде было что предложить слушателям и помимо реанимированного гранжа. Пластинку наполняли стилизованные экскурсы и в другие музыкальные эпохи, в частности, в рок и протопанк конца 60-х, психоделию, гараж-рок и поп-музыку 70-х. В песнях, представленных на "Highly Evolved", можно было расслышать как отчаяние и страх в духе Курта Кобейна, так и отголоски Supergrass и даже Элтона Джона. Традиционная британская поп-музыка, с ее рояльными партиями и сладкими гармониями, уживалась с панковским энтузиазмом и витиеватыми, интенсивными гитарными пассажами. Как резюмировали рецензенты, "Highly Evolved" - это "отличная интродукция в эклектичный стиль Vines и обещание в будущем еще более оригинального саунда".
Диск "Highly Evolved" разошелся во всем мире полуторамиллионным тиражом. Портреты дебютантов украсили обложки многочисленных изданий, включая ведущие журналы "Rolling Stone" и "New Musical Express". Они великолепно проявили себя в телевизионных шоу и драйвово выступили на церемонии вручения MTV Video Music Awards, которая транслировалась в десятках стран. Стоит ли говорить, что в Австралии Vines стали музыкальными героями 2002 года.
В конце 2003 года, отыграв сотни концертов в течение 18-месячного тура, музыканты снова встретились в студии с Робом Шнапфом и открыли очередной студийный сезон. В марте 2004 новый лонг-плей "Winning Days" был готов. Как это случается сплошь и рядом, вторая попытка не удовлетворила строгих критиков и не соответствовала их щедрым авансам. Меломаны были менее требовательны, но и они не проявляли уже того энтузиазма, с которым приветствовали дебютный альбом. Больше других повезло треку "Ride", добравшемуся до 13 строки рок-чарта.
Остальным песням, включенным в трек-лист "Winning Days", по мнению журналистов, не хватало спонтанности, забавных приемов, цепляющих мелодий и особенно того всепобеждающего энтузиазма, перед которым мало кто мог устоять в 2002 году. И если в отношении первого альбома упреки в подражании Кобейну еще можно было считать преувеличением, то в случае с "Winning Days" они выглядели вполне обоснованными. Впрочем, надо отдать музыкантам должное - они постарались разнообразить саунд, усложнили структуру песен, создали более насыщенную и глубокую музыкальную фактуру. И если получилось это пока на троечку, то у Vines еще есть время все поправить. Тем более что далеко не все критики скептично отзывались о новой записи Vines. К примеру, обозреватель газеты "Guardian" начал статью о группе с вопроса: "Как получилось, что эти депрессивные, подсевшие на наркотики одиночки превратились в неотразимых рок-звезд?" Вопрос почти риторический.
Обожаю их творчество

