Система образования
Додано: 29 квітня 2010 09:32
Жизнь общества – это процесс обновления его информационного состояния, протекающий и на уровне физиологии, и на уровне культуры общества.
Сейчас человечество живёт в удивительное время и никогда прежде человечество не оказывалось в таком информационном состоянии, в котором оно находится сейчас – это произошло впервые за всю многотысячелетнюю историю человеческого общества.
Жизненная практика современного общества показывает, что изрядная часть практических навыков и интерпретаций в современном мире устаревает в течение 5 – 10 лет. Это явление называется Законом времени, которое проявляется в жизни человека в том, что:
• раньше на протяжении всей жизни одного человека и жизни поколения людей изменений в информационном состоянии общества практически не было, или их было очень мало – прожил человек жизнь, и ничего вокруг него не менялось, а если что-то и менялось, то эти изменения были настолько редки, что люди постепенно, не спеша, успевали приспособиться под эти редкие изменения;
• теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в информационном состоянии общества, например:
• счёты-«костяшки» – арифмометры – громадные ламповые ЭВМ – ЭВМ на транзисторах в громадных залах – персональный компьютер на письменном столе;
• христианство – марксизм – большевизм – троцкизм – сталинизм – плюрализм;
• «культ» при Сталине – «оттепель» при Хрущёве – «застой» при Брежневе – «дисциплина» при Андропове – «правление» при Черненко – «перестройка» при Горбачёве – «порядок» при Кучме – «демократия» при Ющенко...
и всё это произошло за время жизни одного поколения людей – у людей сейчас появилась объективная возможность сравнивать, сопоставлять одно с другим и делать из этого сравнения выводы, когда как раньше такой возможности у людей не было.
Это качественно новое информационное состояние общества объективно меняет отношение всех людей к происходящему вокруг них.
В обществе происходит смена логики социального поведения людей:
• теперь каждый человек вынужден приспосабливаться под непрерывно меняющиеся условия информационной среды, в которой он живёт;
• для этого человек вынужден постоянно учиться – овладевать новыми знаниями и умениями для своей успешности в стремительно меняющемся мире;
• в связи с этим человек имеет возможность сравнивать и оценивать практические результаты своей деятельности и деятельности других людей;
• человек делает выводы о целесообразности той или иной деятельности в своей жизни и для общества в целом.
Закон времени основательно повлиял на существующую систему образования в обществе, в результате высветились многие недостатки современной образовательной системы, и стало очевидно, что:
• чтобы уметь приспосабливаться, человек должен уметь осваивать, овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни;
• человек должен обладать умением самостоятельного обучения для эффективного и адекватного применения освоенных знаний;
• система современного образования учит определённой фактологии, программируя психику человека на бездумные заученные действия, формируя устойчивый тип строя психики зомби-биоробота, и не учит, как самообразовываться человеку в течение всей своей жизни.
• средней школе постоянно требуется дополнительное время для изучения появляющейся новой фактологии;
• высшая школа выпускает специалистов для вчерашнего дня;
• требуется повсеместное повышение квалификации и переподготовка управленческих и производительных кадров раз в несколько лет;
• существующая система образования – это система кодирующей педагогики, поддерживаемая «авторитетами» от науки: метод помещения фактов в память человека – это метод зомбирования, результаты которого в системе образования негативно сказываются на здоровье и самочувствии обучаемых людей, а также на их способности адекватно и эффективно действовать в жизни на основе выученных фактов;
• успешность человека и качество самой жизни общества определяется таким жизненным навыком человека как самообразование в течение всей своей жизни, и соответственно этому, какая педагогика в полной мере сможет обеспечить человеку освоение этого практического навыка.
В результате этого для многих людей современного общества становится очевидным поиск ответа на вопрос:
• чему должна учить школа и ВУЗ, чтобы снять утомление с преподавателей, учеников и студентов от зубрёжки различных интерпретаций, которые во многом утратят прикладную актуальность раньше, чем дети окончат общеобразовательную школу, а потом и ВУЗ?
Ответ на этот вопрос в рамках современного общества заключается в том, что:
• школа и ВУЗ должны учить детей и студентов искусству интерпретировать наблюдения,
• экспериментальные данные, тексты и артефакты в темпе возникновения потребности в решении на основе интерпретаций практических задач, и прежде всего тех, которые требуют коллективной деятельности.
Это как раз то, что необходимо для преодоления кризиса всей системы образования, а также необходимо для осуществления общего роста культуры управления в обществе – нужно учить методологии познания, и это в полной мере может обеспечить педагогика методологическая.
Современный человек нашего общества должен обладать человечным типом строя психики и владеть такими минимальными базовыми навыками, например:
• как скорочтение в темпе листания страниц;
• «слепая печать» на клавиатуре десятипальцевым методом при работе на компьютере;
• способность свободно запоминать большие объёмы информации в качестве собственной информационной базы данных;
• различать, обобщать факты жизненных обстоятельств и правильно выстраивать устойчивые причинно-следственные связи между фактами в жизни;
• интерпретировать наблюдения, экспериментальные данные, тексты и артефакты;
• проводить анализ и оценку взаимного влияния жизненных событий;
• самообразовываться – самостоятельно входить в режим самоуправления в процессе своего обучения.
Дети – это наша самая главная в жизни радость и это будущие взрослые нашего общества. Каким быть нашим детям – таким быть нашему будущему обществу. И одной из главных задач для нас, взрослых, по отношению к нашим детям – это дать им точные навыки и умения методологии познания мира.
Сейчас человечество живёт в удивительное время и никогда прежде человечество не оказывалось в таком информационном состоянии, в котором оно находится сейчас – это произошло впервые за всю многотысячелетнюю историю человеческого общества.
Жизненная практика современного общества показывает, что изрядная часть практических навыков и интерпретаций в современном мире устаревает в течение 5 – 10 лет. Это явление называется Законом времени, которое проявляется в жизни человека в том, что:
• раньше на протяжении всей жизни одного человека и жизни поколения людей изменений в информационном состоянии общества практически не было, или их было очень мало – прожил человек жизнь, и ничего вокруг него не менялось, а если что-то и менялось, то эти изменения были настолько редки, что люди постепенно, не спеша, успевали приспособиться под эти редкие изменения;
• теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в информационном состоянии общества, например:
• счёты-«костяшки» – арифмометры – громадные ламповые ЭВМ – ЭВМ на транзисторах в громадных залах – персональный компьютер на письменном столе;
• христианство – марксизм – большевизм – троцкизм – сталинизм – плюрализм;
• «культ» при Сталине – «оттепель» при Хрущёве – «застой» при Брежневе – «дисциплина» при Андропове – «правление» при Черненко – «перестройка» при Горбачёве – «порядок» при Кучме – «демократия» при Ющенко...
и всё это произошло за время жизни одного поколения людей – у людей сейчас появилась объективная возможность сравнивать, сопоставлять одно с другим и делать из этого сравнения выводы, когда как раньше такой возможности у людей не было.
Это качественно новое информационное состояние общества объективно меняет отношение всех людей к происходящему вокруг них.
В обществе происходит смена логики социального поведения людей:
• теперь каждый человек вынужден приспосабливаться под непрерывно меняющиеся условия информационной среды, в которой он живёт;
• для этого человек вынужден постоянно учиться – овладевать новыми знаниями и умениями для своей успешности в стремительно меняющемся мире;
• в связи с этим человек имеет возможность сравнивать и оценивать практические результаты своей деятельности и деятельности других людей;
• человек делает выводы о целесообразности той или иной деятельности в своей жизни и для общества в целом.
Закон времени основательно повлиял на существующую систему образования в обществе, в результате высветились многие недостатки современной образовательной системы, и стало очевидно, что:
• чтобы уметь приспосабливаться, человек должен уметь осваивать, овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни;
• человек должен обладать умением самостоятельного обучения для эффективного и адекватного применения освоенных знаний;
• система современного образования учит определённой фактологии, программируя психику человека на бездумные заученные действия, формируя устойчивый тип строя психики зомби-биоробота, и не учит, как самообразовываться человеку в течение всей своей жизни.
• средней школе постоянно требуется дополнительное время для изучения появляющейся новой фактологии;
• высшая школа выпускает специалистов для вчерашнего дня;
• требуется повсеместное повышение квалификации и переподготовка управленческих и производительных кадров раз в несколько лет;
• существующая система образования – это система кодирующей педагогики, поддерживаемая «авторитетами» от науки: метод помещения фактов в память человека – это метод зомбирования, результаты которого в системе образования негативно сказываются на здоровье и самочувствии обучаемых людей, а также на их способности адекватно и эффективно действовать в жизни на основе выученных фактов;
• успешность человека и качество самой жизни общества определяется таким жизненным навыком человека как самообразование в течение всей своей жизни, и соответственно этому, какая педагогика в полной мере сможет обеспечить человеку освоение этого практического навыка.
В результате этого для многих людей современного общества становится очевидным поиск ответа на вопрос:
• чему должна учить школа и ВУЗ, чтобы снять утомление с преподавателей, учеников и студентов от зубрёжки различных интерпретаций, которые во многом утратят прикладную актуальность раньше, чем дети окончат общеобразовательную школу, а потом и ВУЗ?
Ответ на этот вопрос в рамках современного общества заключается в том, что:
• школа и ВУЗ должны учить детей и студентов искусству интерпретировать наблюдения,
• экспериментальные данные, тексты и артефакты в темпе возникновения потребности в решении на основе интерпретаций практических задач, и прежде всего тех, которые требуют коллективной деятельности.
Это как раз то, что необходимо для преодоления кризиса всей системы образования, а также необходимо для осуществления общего роста культуры управления в обществе – нужно учить методологии познания, и это в полной мере может обеспечить педагогика методологическая.
Современный человек нашего общества должен обладать человечным типом строя психики и владеть такими минимальными базовыми навыками, например:
• как скорочтение в темпе листания страниц;
• «слепая печать» на клавиатуре десятипальцевым методом при работе на компьютере;
• способность свободно запоминать большие объёмы информации в качестве собственной информационной базы данных;
• различать, обобщать факты жизненных обстоятельств и правильно выстраивать устойчивые причинно-следственные связи между фактами в жизни;
• интерпретировать наблюдения, экспериментальные данные, тексты и артефакты;
• проводить анализ и оценку взаимного влияния жизненных событий;
• самообразовываться – самостоятельно входить в режим самоуправления в процессе своего обучения.
Дети – это наша самая главная в жизни радость и это будущие взрослые нашего общества. Каким быть нашим детям – таким быть нашему будущему обществу. И одной из главных задач для нас, взрослых, по отношению к нашим детям – это дать им точные навыки и умения методологии познания мира.