Звук на сцене - доколе будем мы страдать?

Делимся опытом

Модератор: Noxer

Tigr
Повідомлень: 815
З нами з: 17 травня 2005 09:35
Контактна інформація:

Звук на сцене - доколе будем мы страдать?

Повідомлення Tigr »

Вот нашел вам интресную статью. Ознакомьтесь, комрады!!!

Говорить о звуке можно долго, но еще дольше можно говорить о плохом звуке. Одной из проблем является культура сценического звука. Наиболее заметно проблема проявляется на местечковых рок-концертах, хотя этим грешат и многие профессиональные поп- и рок-музыканты и артисты, которые колесят по просторам России. Ниже я хочу изложить несколько мыслей по проблемам озвучивания сцены.

Несомненно, сценический мониторинг здорово облегчает жизнь музыкантам и певцам, позволяя избавиться от ощущения игры/пения в "вату". При этом очень часто от музыкантов можно слышать, мол, "отыграли плохо только потому, что не слышали себя на сцене". Кто виноват в этом, и что же надо сделать, чтобы избежать такой ситуации?

Прежде всего, стоит начать с самих музыкантов. Спросите своих знакомых, многие ли из них имеют на репетиционных базах мониторные линии? В местных условиях репетиционная база – это, как правило, пара гитарных/басовых комбо, вокальный аппарат, у счастливчиков даже имеется микшерный пульт. Наличие на базе мониторов - это немыслимая роскошь, о которой многие даже не подозревают у буржуев, это обычный атрибут для репетиций.
Не используя мониторов на репетиции, ввиду их отсутствия, музыканты просто вынуждены поднимать планку требований к себе, к своему исполнительскому мастерству. Когда группа сыгралась, программа отрепетирована, музыканты выходят на сцену, чтобы донести ее до слушателя. Вот тут-то все и начинается – любая исполнительская проблема списывается на плохой звук. "Да, звукачи - козлы, звук - отстой, поэтому мы сегодня облажались…". В такие моменты хочется задать вопрос, "а что, вы репетируете в гораздо лучших условиях?" Что мешает, стиснув зубы, играть так, как на репетиции? Обычно, плохой сценический мониторинг, или даже отсутствие такового, показывает, что представляет собой группа. Если музыкант стремится к профессионализму в своем деле, то ничто не помешает ему сыграть "нотка в нотку".

Очень часто можно слышать от местечковых рок-музыкантов, что "на сцене звука должно быть много, должно быть громко, это же РОК-МУЗЫКА!". А так ли это? Лично я думаю, что звука на сцене должно быть ровно столько, сколько необходимо для самоконтроля. И сталкиваясь с профессиональными музыкантами, как отечественными, так и "фирменными", я неоднократно убеждался в этом.
Следование местными музыкантами концепции "навали громкости… надо, чтобы колбасило" ни к чему хорошему, как правило, не приводит.
" - Эй, на пульте, гитарку подкиньте в мониторы! - Пожалуйста. - Еще! - Гм…Подкинул. - А теперь бас… Еще… Еще… Спасибо. … - Теперь вокал… Отлично! Черт, теперь гитару не слышно… Эй, на пульте, гитарку подкиньте в мониторы!"
И все начинается по новой, получается замкнутый круг, из которого есть единственный выход – пересмотреть свое отношение к звуку на сцене. Остальные варианты приводят либо к "заводке", фидбэку, либо к тому, что процедура отстройки мониторов начинается с начала, и, в конечном итоге, все равно приведет к тому, что разборчивость звука на сцене будет весьма плохой. Да, будет громко, "расколбасно", но, как известно, это еще не признак качества и удобства работы на сцене. И более того, это не придает качества звуку в зале, но об этом немного позже.

В конце концов, найденный мониторный микс, который, тем не менее, так и не удовлетворил музыкантов, будет изменен вращением ручек на отстройке следующей группы. Получается, что группа зря провела время на сцене, и во время выступления, она вряд ли услышит в мониторах то, что она слышала на саундчеке. Можете не верить, но "фирмачи" в таких случаях, если пульт аналоговый, фиксируют положение ручек на бумаге, согласно которой перед выступлением очередной группы восстанавливается их оригинальный микс. Именно поэтому, я рекомендую всем группам иметь своего квалифицированного звукотехника, который будет отвечать за то, что вы слышите на сцене. Это общепринятая практика, и любая, уважающая себя, группа работает только со своим звукорежиссером/инженером/техником.

Еще одна проблема в концертной работе – это то, что звук со сцены начинает идти в зал. Обычно такое происходит при маломощном портале и обилии "расколбасного" звука на сцене, что характерно для местных концертов. Не вдаваясь в термины, типа "разность фаз", "маскировка звука" и тому подобное, хочу привести простой пример, что к человеку, стоящему в зале, приходит вначале звук из портала, а затем звук со сцены, так как портал находится ближе к человеку. Если бы звук с обоих направлений приходил одновременно, никакой проблемы бы не было. Но в случае с временной разностью, звук приходящий позже, то есть со сцены, размазывает звук, приходящий из портала, что приводит к еще большей звуковой "каше" в зале.
Чтобы избежать такой ситуации, можно порекомендовать использовать портал соответствующей мощности. Также, рекомендуется ставить комбо не позади музыканта, а сбоку от него, чтобы динамик смотрел в противоположную от музыканта стену, а не в зал. Это также позволит избежать ситуации, когда гитара/бас в зале становятся неуправляемыми, их уровень громкости нельзя уменьшить, потому что гитарист выкрутил ручку громкости на комбо до упора, и звук гитары уже идет со сцены. Не имея мощного портала, стоит задуматься о банальной истине - чем тише звук на сцене, тем чище звук в зале.

Конечно, можно ссылаться на видео выступлений "фирменных" групп. Мол, у них на сцене горы аппарата стоят, звук громкий, наверное. Даже если звук и громкий, то мощность портала, на котором они работают, значительно превышает мощность мониторных линий и бэклайна, звук которых в зале просто не слышен. Да, и место выступления, соответственно, по размерам значительно больше местных музыкальных площадок. Вся гора гитарного/басового аппарата предназначена для того, чтобы гитарист, перемещаясь по сцене, в каждой точке слышал одинаковый звук бэклайна. Фактически, это один большой комбо, но и он звучит достаточно тихо по отношению к порталу. Ну, и не следует, конечно, забывать про визуальный эффект. Когда аппарата много, это выглядит внушительно.

Но, несмотря на все эти проблемы, самый больной вопрос – это неправильная эквализация мониторных линий или вообще отсутствие таковой. Наличие эквализации позволит значительно облегчить создание мониторного микса, потому как позволит избежать основного количества неконтролируемых фидбэков, "завязок". Фактически, фидбэк – это резонирование системы "источник звука-помещение-датчик/микрофон" на какой-то определенной частоте. Как правило, в первую очередь, в этом виноваты акустические характеристики помещения, а затем и аппарат. Эквализация помогает компенсировать частотные недостатки системы "помещение-аппарат", что, в свою очередь, приводит к чистоте звука на сцене и контролю над ним. Понимание этой элементарной вещи позволяет на порядок улучшить качество звука на сцене. Самое простое решение для эквализации – это отдельные эквалайзеры, хотя бы полос по 15, на каждую мониторную линию.
" - Тэкс. А где у вас мониторный (портальный) эквалайзер? - А зачем он? На пульте же есть…"
Этот диалог показывает типичную ошибку, когда эквалайзером на линейке пульта пытаются заменить мониторные/портальные эквалайзеры.
" - Вася, в первой линии высокие (частоты) у гитары прибавь… - Ага, сделал... … - Что-то в зале верха у гитары много, дай-ка уберу его…. - Вася, я же просил в первой линии у гитары высоких (частот) прибавить…"
Эквалайзер на линейке пульта никогда не заменит обычного эквалайзера, стоящего на мониторной линии или портале. Просто потому, что у них разное предназначение.

Несмотря на сумбурность изложения, я надеюсь, что мои мысли окажутся кому-то полезными, и уровень местных концертов станет выше. Хотя бы просто потому, что ниже падать уже некуда. В дальнейшем, хотелось бы осветить проблемы зального звука и проблемы подзвучивания инструментов. Так что, если есть у кого-то интерес к этому, дайте знать.
Проблема атеиста очень проста - это проблема нежелания расширять свой кругозор.
Аватар користувача
Kosta
Повідомлень: 232
З нами з: 25 жовтня 2004 00:00
Группа: PYXES
Звідки: Ilyichevsk
Контактна інформація:

Повідомлення Kosta »

Эта тема полезная и нужно развить её. И ведь действительно без своего звукорежа в 90 процентах случаев звук гавно. У нас в Капитанах играли многие профессиональные группы ( к слову профессионализм не придираться ) со своими, есс-но звукарями. Звук в 2К был лучшим.
Нужно собрать кружок начинающих звукарей и учить, учиться, делиться опытом и всё такое.
ТЕМА БОЛЕЕ ЧЕМ АКТУАЛЬНА!!!! НАРОД, ПОДДЕРЖИТЕ!!!
Аватар користувача
Nameless
Повідомлень: 1559
З нами з: 27 жовтня 2004 00:00
Группа: Nameless Being
Звідки: Измаил-Прага-Одесса-Ильичёвск-Киев
Контактна інформація:

Повідомлення Nameless »

Звук в 2К был лучшим

Лучшим сравнительно с где? :roll:

добавлено спустя 14 минут:

И еще - единственный заезжий "групповой" звукарь, который действительно реально настраивал группу, с которой приехал, был Сережа, который приехал с Hieronymus Bosch. Все остальные либо нифига не делали, либо такое настраивали, что нужно было после них всё перестраивать.

добавлено спустя 11 минут:

А еще большая проблема многих выступающих музыкантов при отстройке своего звука заключается в том, что они не знают и не могут объяснить какой звук им нужен :!: Некоторые просто молчат, когда их отстраивают, типа главное, чтобы слышно было, а что там слышно - не важно. Приходится задавать миллион вопросов и использовать миллион частотных комбинаций.
Совет многим музыкантам - изучите частотные характеристики "своего" звука как на "чистом" эффекте, так и при перегрузе, чтобы вы могли более-менее грамотно объяснить местному звукорежу, какое звучание вам надо.
...больше не ффрогхтаватилъ кароблёффъ...
но всё так же just a Human...
Tigr
Повідомлень: 815
З нами з: 17 травня 2005 09:35
Контактна інформація:

Повідомлення Tigr »

Народ, Вам не интересна это тема что ли?
Проблема атеиста очень проста - это проблема нежелания расширять свой кругозор.
Hrest
Повідомлень: 378
З нами з: 08 травня 2005 02:38
Звідки: nothing
Контактна інформація:

Повідомлення Hrest »

Необъективная статья..
Это скорее крик души звукореза. Носит примерно такой характер - если сделать хорошо, то хорошо получится.. Где у нас есть аппарат, чтоб это сделать нормально? Или подходящий (действительно подходящий) зал?
А то, что профи сделают классно - спору нет.. ТОка это можно сделать, когда музыка является твоей профессией... Короче в статье просто пишется о том, что рокеры - херовые музыканты и условия для концертов херовые.. Что нового? :)
Аватар користувача
Lucifer
Повідомлень: 304
З нами з: 28 лютого 2005 00:39
Звідки: Красивое слово без толики смысла
Контактна інформація:

Повідомлення Lucifer »

А я всё-же почерпнул кой-чего нового для себя. Афтар пешы есчо! %)
My life is Mine
Tigr
Повідомлень: 815
З нами з: 17 травня 2005 09:35
Контактна інформація:

Повідомлення Tigr »

А речь идет о поведени музыкантов на сцене, настроике звука себе же любимым и о не ёбле мозга звукорежу на саундчеке и во время выступления. Вот и все. Вот в этом проблема и это прдмет обсуждения.
Проблема атеиста очень проста - это проблема нежелания расширять свой кругозор.
Hrest
Повідомлень: 378
З нами з: 08 травня 2005 02:38
Звідки: nothing
Контактна інформація:

Повідомлення Hrest »

Tigr,
Думаю звукорез там для ебли его мозгов и сидит.
Давай решим для чего он? :) Ебля его мозгов - есть создание звука, нужного комнде. Неебля его мозгов есть создание звука, нужного звкорезу...
Вот доколе команды будут страдать? :)

Так, к словцу, отрывок из интервью с Джо Перри (Аэросмит)
"Люди забывают, что стеки Marshall были придуманы для сцены в то время, когда системы звукоусиления были еще слабыми. Когда на сцене царили Jimi или Stones, в порталы шел только вокал, и быть может, пара микрофонов ставилась на барабаны. Marshall по сути дела делали компактные порталы для гитары. Они должны были звучать громко, они должны были накрывать сцену, чтобы вы слышали себя и в 10 метрах от них. Хотя я теперь играю на более чистом и тихом звуке, чем некогда, я все равно предпочитаю иметь на сцене по меньшей мере пару 50Вт или 100Вт стеков, потому что всегда предпочитаю слышать себя напрямую из усилителей"
Это насчет громкости на сцене...
Аватар користувача
and
Повідомлень: 279
З нами з: 19 вересня 2004 00:00
Группа: Острый Угол
Звідки: http://ou.od.ua
Контактна інформація:

Повідомлення and »

Hrest писав:Tigr,

Так, к словцу, отрывок из интервью с Джо Перри (Аэросмит)
"Люди забывают, что стеки Marshall были придуманы для сцены в то время, когда системы звукоусиления были еще слабыми. Когда на сцене царили Jimi или Stones, в порталы шел только вокал, и быть может, пара микрофонов ставилась на барабаны. Marshall по сути дела делали компактные порталы для гитары. Они должны были звучать громко, они должны были накрывать сцену, чтобы вы слышали себя и в 10 метрах от них. Хотя я теперь играю на более чистом и тихом звуке, чем некогда, я все равно предпочитаю иметь на сцене по меньшей мере пару 50Вт или 100Вт стеков, потому что всегда предпочитаю слышать себя напрямую из усилителей"
Это насчет громкости на сцене...


У них залы большие, да и сцены немаленькие)
Но в целом так и есть)
ИМХО ,на любом местечковом концерте 100- ваттного стека хватит и на озвучку зала с головой (не не Оупен Эйр)))
Hrest
Повідомлень: 378
З нами з: 08 травня 2005 02:38
Звідки: nothing
Контактна інформація:

Повідомлення Hrest »

Ну вообще этим интервью я хотел показать, что ничего страшного в громком звуке на сцене нет..
Просто после прочтения статьи у меня сложилось мнение, что она написана в раже, под впечатлением от какого концерта - слишком конкретные вещи и ситуации описаны. Слишком эмоционально и необъективно, это творчество, а не наука :)
Аватар користувача
and
Повідомлень: 279
З нами з: 19 вересня 2004 00:00
Группа: Острый Угол
Звідки: http://ou.od.ua
Контактна інформація:

Повідомлення and »

Hrest писав:Ну вообще этим интервью я хотел показать, что ничего страшного в громком звуке на сцене нет..
Просто после прочтения статьи у меня сложилось мнение, что она написана в раже, под впечатлением от какого концерта - слишком конкретные вещи и ситуации описаны. Слишком эмоционально и необъективно, это творчество, а не наука :)


вообще да)
читал где-то,что Джаггер где-то в Германии пожалел, что сказал Ричардсу, что "Rolling Stones" там будут выступать перед самой большой аудиторией за свою историю. Ибо Джаггер жаловался, что у него кровь из ушей идёт от того, какую громкость нарулил Кит...

Это перебор, конечно, но показательно)
При том, что это- не металл аццкий... без дисторшенов сумасшедших...
Аватар користувача
Seerge
Повідомлень: 94
З нами з: 20 серпня 2004 00:00
Звідки: Одесса / «Triumph»

Повідомлення Seerge »

С автором не согласен полностью. Я хотел бы посмотреть на гитариста, который на концерте играл, не слыша себя (насколько динамично играет, где помягче надо играть и т.д.). Это тоже самое, что слепой гитарист втыкнет в какую-то дырку джек, начнет играть, думая что он подключен к комбу.

Более того, хороший инструмент позволяет быстрее развить необходимые навыки. Именно потому что у нас большинство от безнадежности покупает не самые лучшие инструменты, именно поэтому так плохо играют. Люди не понимают, что можно сделать лучше. У нас некому научить людей грамотному подходу к музыке. И все, что получается: следуем вырезкам из газеты. У нас нет профи, ни на сцене, ни за пультом.
I try not to be too depressed by things that don't go so well, and not to overjoyed by things that do.
Аватар користувача
Hornorth
Повідомлень: 1157
З нами з: 28 серпня 2004 00:00
Звідки: Ильичёвск
Контактна інформація:

Повідомлення Hornorth »

Seerge, видимо, у тебя невелик опыт концертов. Не в обиду. Очень часто приходится играть "вглухую". И гитаристу, и басу, и всем остальным. Во Львове, например, Авокены весь сет, кроме первой вещи, отыграли без мониторов вообще. Не потому, что не отстроили. А потому, что мониторная линия просто улетела к чертям. Выступления в Капитанах на более ранней стадии происходили без мониторов. Вортексы на саппорте Мортема играли с мониторами, из которых шёл просто треск. Не потому, что не отстроили. А потому, что у монитора отвалилась залушка на динамике. Таких примеров море.
Плюс, конечно же, настройка мониторов. Свой звукореж группе очень нужен.

Но найти его тоже непросто. Чтобы человек и хотел этим заниматься и мог. В то время, как денег на жизнь он этим не зарабатывает.
Throw all your bullets in the fire and run like hell ©
Hrest
Повідомлень: 378
З нами з: 08 травня 2005 02:38
Звідки: nothing
Контактна інформація:

Повідомлення Hrest »

Hornorth,
Море этих примеров лишь подтверждают тут безнадежность, о которой гвоорилSeerge
Так быть не должно.
Аватар користувача
Hornorth
Повідомлень: 1157
З нами з: 28 серпня 2004 00:00
Звідки: Ильичёвск
Контактна інформація:

Повідомлення Hornorth »

Hrest, согласен. Никто и не говорил, что должно. Опять же.. достаточный процент музыкантов отстраивать мониторы не умеет. Или вообще не знает, что это надо делать.
Причины, конечно, кроются в том, что им или не давали их настраивать ранее, или не было, что настраивать.. :\
Throw all your bullets in the fire and run like hell ©
Відповісти