Гигиена голоса

Делимся опытом

Модератор: Noxer

Tigr
Повідомлень: 815
З нами з: 17 травня 2005 09:35
Контактна інформація:

Гигиена голоса

Повідомлення Tigr »

фрагменты книги “Вокальный букварь” Е. М. Пекерская Москва 1996

Полагаю, что будет интересен вокалистом и людям, не равнодушным к своему голосовому аппарату.


Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:
1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и забо-левания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
3. изучением физических возможностей человеческого организма;
4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессио-нального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.
Правила и законы формулируются на основании наблюдений, сопостав-лений, выявления ситуаций и их анализа.
В этой главе вы найдете справочный материал:
1. Медицинские требования к организму абитуриентов, предъявляе-мые при поступлении в учебные заведения для получения специальностей голосоречевых профессий (педагога, юриста, лектора, актера).
2. Гигиенические правила и рекомендации для жизни и профессио-нальной голосовой деятельности.
3. Рекомендации для закаливания организма, укрепления голосового аппарата.
4. Элементарные доврачебные рекомендации при самых распростра-ненных заболеваниях, имеющих отношение непосредственно к голосовому аппарату.

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата

Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специа-листами “голосовых” профессий, так как именно это может помешать им впоследствии быть полноценными профессионалами, ведь частые заболевания голоса ограничат их творческие возможности, особенно это касается молодых педагогов и певцов. Однако профессиональное благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но также и от со-стояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной (трахеи, бронхов, плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.
Бывают часто случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с “голосом” большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие причины, которые вызыва-ют эти расстройства голосовой функции, а причин может быть множество, так как все выше перечисленные системы принимают участие в работе организма че-ловека, выступающего перед аудиторией (педагога, лектора, артиста, юриста и так далее).
Именно поэтому отбор абитуриентов по медицинским показателям при поступлении в учебные заведения на факультеты голосоречевых профессий дол-жен быть очень строгим.
На какие лор-органы при отборе абитуриентов должен обратить внима-ние фониатор, чтобы не пропустить патологических изменений, препятствующих нормальному развитию и профессиональной эксплуатации голоса?
Миндалины. Большие миндалины затрудняют движение отдельных час-тей мягких резонаторов, что приводит к нарушению четкой артикуляции. Воспаленные миндалины дают частые воспаления гортани (ларингиты), трахеи (трахеит).
Аденоидные разращения. Аденоидные разращения в носоглотке приво-дят к хроническим катаррам носа, а также постоянно раздражают своими выделениями слизистую нижележащих отделов дыхательных путей (глотки, гор-тани, трахеи), а голосу придают излишний носовой оттенок и гнусавость.
Зубы. Больные кариозные зубы нередко вызывают хронические заболе-вания миндалин, вызывают воспаление слизистой глотки, что приводит к расстройству голосовой функции.
Органы слуха. Хороший слух, здоровый голосовой аппарат - это одно из первых условий в голосоречевых профессиях. Иногда элементарное нарушение гигиены (серные пробки в ухе) приводят к падению слуха.
Железы внутренней секреции. Гормоны многих из них оказывают боль-шое влияние на процессы формирования, роста и развития организма. Огромное значение придается мозговому придатку (гипофизу), щитовидной, зобной и поло-вым железам, а также гормонам надпочечников (адреналов) и поджелудочной железы (инсулины).
Все это очень важно для нормальной жизнедеятельности организма, особенно растущего. С нарушением работы какой-либо железы может быть свя-зана задержка анатомического развития голосового аппарата, поэтому надо очень внимательно наблюдать подростков в период мутации.
Очень часто бывает, что человек “голосовой” профессии обладает хо-рошим здоровьем, прекрасными голосовыми данными, но, нарушая правила гигиены голоса при отсутствии дисциплины или низком уровне культуры, он ут-рачивает лучшие качества голоса и не может достичь истинного мастерства и высокого профессионализма.
Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональ-ной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры, куда включаются и элементарные медицинские знания (меры предосторожности и первой доврачебной помощи).
Надо знать правила гигиены, соблюдать их и учить других быть куль-турными в этом плане. Эти сведения должны входить в программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых профессий, чтобы ликвидировать этот пробел и дать элементарные и доступные сведения об анато-мии, механизме голосообразования и гигиене голоса.
Гигиенические требования должны обязательно учитываться в профес-сиональном обучении и трудовой деятельности, тогда отпадет необходимость в кабинетах профессиональных заболеваний в наших поликлиниках (голосовых заболеваний).

Только максимально устранив отрицательное влияние раздражителей, создав благоприятную для занятий или для работы атмосферу, мы можем полу-чить желаемый результат в любой творческой деятельности.
Думаю, что правильнее будет рассмотреть гигиенические правила и способы, помогающие справиться с профессиональными трудностями, а потом рассмотреть самые распространенные заболевания и необходимые элементарные медицинские сведения.

Ка-кие ус-ло-вия не-об-хо-ди-мы для про-фес-сио-наль-но-го становления го-ло-са?
1. Психологический климат, моральная обстановка.
Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде все-го, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Такт и культура в общении - это главное условие сохранения здоровья.
Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность.
В общении необходима предельная естественность и доброжелатель-ность. Требуется индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее физиологических возможностей.
Хочу сослаться на В.Ф.Туровскую, чуткого художника и достаточно опытного педагога, которая писала о значении психических процессов в звукооб-разовании. “Психика, - говорила она, - является основным элементом звукообразования; средством воздействия на правильную координацию голосово-го аппарата; организующим началом для приведения ученика в рабочее состояние; истоком, несущим в себе возможности как эмоционального, так и пси-хического разряда”.
2. Грамотность наставников в области физиологии и гигиены.
Следует обратить серьёзное внимание на то, чтобы лица, работающие в области вокально-музыкального искусства, хорошо знали природу и свойства любого голоса и его физиологические возможности. Это касается педагогов, ди-рижеров, концертмейстеров, хормейстеров и, особенно, композиторов, так как часто произведения создаются без учета природных возможностей голоса.
3. Система в занятиях и репетициях.
Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выра-ботки рефлексов - основных механизмов деятельности нервной системы. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках. Совершенство системы занятий дает результаты и творческие, и физи-ческие, заметно уменьшает количество профессиональных заболеваний, растет профессиональное совершенство. Малая, недостаточная, неравномерная трени-ровка ведет к быстрой утомляемости аппарата, его недостаточной выносливости.
Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пе-ние) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании, а именно: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение Л.Д.Роботнова). Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях.
Надо научить студентов прислушиваться к своему организму, узнать его возможности. Это и ускорит обучение, и предохранит от срыва.
Программа специального учебного заведения должна быть подчинена основной задаче: полноценной, профессиональной подготовке специалистов, включая и голосовую подготовку. Для этого надо необходимое количество часов регулярных занятий, тогда возникает планомерное обучение, тренинг, выработка необходимых голосовых, слуховых навыков, мышечного контроля. Навык мы-шечного контроля при пении - это умение “слушать” мышцы голосового аппарата, знать свои ощущения при правильном пении, что поможет справиться с трудностями при акустических изменениях, то есть ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения. Это помогает хорошо петь в хоре, когда свой голос не слышен.
4. Очень вредно не только петь в больном состоянии, но также и при-сутствовать на репетициях.
Данные исследований хронаксии, проведенных при активном и мыслен-ном пении, были идентичны, что подтверждает наличие рабочего состояния голосового аппарата при мысленном пропевании партии. Педагог М.Э.Донец-Тессейр считает, что в больном состоянии петь нельзя и шутит на эту тему с уче-никами: “Лучше ты на три дня позднее станешь знаменитой певицей, чем получишь кровоизлияние в связку или несмыкание и выйдешь из строя на три месяца. Надо беречь свой голос”.
Очень важно научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вслед-ствие простуды или от неправильного голосообразования.
5. Надо избегать переутомления голоса.
Если была неожиданная большая нагрузка, то дайте аппарату отдохнуть, помолчите - это лучшее лекарство. Следует избегать длительного пения без пере-рыва (не более 45-60 мин. для профессионалов). Надо помнить, что сегодняшний день - это звено в цепи последующих дней вашей творческой жизни.
Утомление может накапливаться и наслаиваться до срыва. При чрезмер-ной нагрузке ослабевают гортанные мышцы, голос теряет свежесть, звучность, становится тяжелым, не поддается контролю, выделяется много слизи, случаются кровоизлияния. Лекарство одно - молчание, отдых. Требуется бережное, внима-тельное и серьезное отношение при воспитании и использовании молодых голосов. В профессиональной деятельности с целью сохранения здоровья уста-навливаются охранные нормы.
Для педагогов, лекторов, экскурсоводов и других физиологические нор-мы позволяют использовать голос без ущерба для его качества не больше четырех академических часов в день с перерывом между ними в 15 минут.
Оперные певцы могут быть заняты в день не больше 5 часов (для солис-тов).
Правильное использование физиологических функций организма преду-преждает заболевания.
6. Вред перенапряжений моральных и физических.
Часто возникают профессиональные заболевания при напряженной и спешной подготовке к конкурсам, спешных вводах в оперные партии, при неожи-данных заменах товарищей в давно неисполняемых партиях. Это происходит и от неравномерно возникающей физической нагрузки, и от усиленного прессинга на нервную систему.
Профессиональная гигиена указывает на то, что некоторые профессии умственного труда можно отнести к категории физического по затрате физиче-ской энергии. Например, оказалось, что игра в течение часа трудной пьесы на фортепиано сопровождается большей затратой физической энергии, чем восхож-дение в течение часа на высокую гору.
7. Никогда не форсируйте звук.
“Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь достигать эффектов при помощи воздушного pianissimo и mezza voce”, - советует профессор Прянишников. Великий французский педагог Дельсарт говорит об этом так: “Всегда довольно голоса у того, кого слушают”.
8. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произ-ведений и высоких нот.
Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос. Наш из-вестный педагог и врач-гигиенист А.М.Егоров считает, что “пение в несвойственной голосу тесситуре отрицательно отражается на правильной коор-динационной работе голосообразовательных систем организма, прививая вредные, ненужные условные рефлексы и тормозя те, которые воспитывает педа-гог”.
Великий педагог-вокалист М.Гарсиа говорил об этом так: “Злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем старость”.
9. Режим занятий в учебных заведениях.
Он должен учитывать чередование (предметов) занятий с голосовой на-грузкой и без нее. В дни, когда проходят концерты, зачеты, экзамены, нагрузка студента должна уменьшаться, то есть студент должен иметь официальное право частичного пропуска занятий по своему усмотрению, чтобы регулировать свою физическую и психическую нагрузку и этим избежать переутомления.
10. Невероятно вредна работа в хоре, пока нет правильных вокальных навыков.
Это недопустимо, когда нет никакого контроля звучания собственного голоса. Большинство опытных педагогов высказываются против использования неопытных вокалистов в работе хора. “Мы должны остерегаться всего, что может ослабить нашу бдительность по отношению к дурным привычкам”, - так форму-лировал свои опасения знаменитый пианист И.Гофман.
11. При любой вокальной работе обязательно распеваться.
Это своеобразный “туалет” или спортивная “разминка” голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма:
 будит эмоциональную сферу;
 разогревает творческую фантазию;
 налаживает сложный процесс звукообразования (координацию усилий многочисленных мышц аппарата);
 закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
 собирает творческое внимание.
Овладение этими сложными процессами поможет справиться со мно-гими психологическими трудностями в профессиональной деятельности, например, с волнением пред и во время выступления, то есть процессами тормо-жения и возбуждения головного мозга.
12. Необходимые качества характера.
Самодисциплина, воля, целеустремленность, психическая стабильность, ровность настроений, внимание, уверенность в своих силах, смелость - эти каче-ства надо воспитывать любому профессиональному человеку. Они помогают следить за массой мелочей, игнорирование которых может обернуться трагедией, избавиться от ненужных привычек, мешающих работе. Профессиональная уве-ренность в себе и свои силы может возникнуть только в результате хорошей профессиональной подготовки, четкого, грамотного представления о творческих процессах, в том числе голосообразования, и выработки навыков технического совершенства.
13. Поддерживать постоянно голосовую форму.
Это еще одно очень важное требование. Не надо забывать, что самые опытные и талантливые певцы должны периодически проверять правильность звучания своего голоса. Даже лучшие мастера оперной сцены заглядывают для этого к своим “маэстро”. Необходимо восстанавливать, контролировать свои ус-ловные рефлексы, певческие навыки, на которых зиждется голосообразование. Сам исполнитель привыкает к звучанию своего голоса и не замечает потерь. Нужно “постороннее ухо” для контроля.
Желательно, чтобы консультации проходили у педагога, с которым чело-век занимался раньше. Это обеспечит быстрое восстановление певческих навыков, дававших в свое время хороший результат. Менять педагога допустимо только в начале обучения, пока вы ищете путь и вокальные ощущения. Бегать от одного педагога к другому не стоит. Даже если у этих педагогов хорошие школы, но требования, методы, терминология всегда отличаются, и это может породить хаос и растерянность у ищущего.
Хорошая, светлая голова всегда помогает в работе. Физиолог Нагель ука-зал, что легкие, гортань и резонаторы барана по своему анатомическому строению почти тождественны с таковыми же у человека, и если баран не поет, то только потому, что у него “голова баранья”.
Немцы говорят: “Мы поем головой, а не гортанью”.
14. Надо уметь организовывать свои силы и время в день выступления.
Известно, что на публичные выступления (концерты, экзамены, конкур-сы) требуется большая затрата физических и моральных сил. Каждый должен изучить себя, знать потребности своего организма, должен уметь организовать в день выступления такой режим жизни, чтобы сберечь силы и бодрость для твор-чества. Надо уметь откладывать лишние дела на другой день.
Надо знать, можно ли вам спать пред выступлением, так как для одних сон дает хороший физический и творческий тонус для голоса, а для других - рас-слабление, вялость, сипоту.
Ясно одно: надо продумать свой режим в день выступления. Избегайте в этот день утомительной физической работы.
Категорически запрещается употребление всяких тонизирующих и успо-каивающих средств, особенно незнакомых, так как вы не знаете реакции своего организма на них.
15. Очень важен ритм жизни.
Вы должны продумать и построить его в зависимости от режима работы или учебы. Думать об этом необходимо, чтобы не разрушать здоровье и сон, не привести организм к истощению.
Задача отдыха - снять утомление, восстановить работоспособность. Вся жизнь человека строится на чередовании активной деятельности и отдыха. Благо-даря такому чередованию (сокращению и расслаблению) сердце человека способно работать в течение всей жизни.
Сон восстанавливает энергию нервных клеток, об этом нельзя забывать. Для взрослого человека сон должен быть 7-8 часов, спокойным и глубоким.
Возможность организовать свой рабочий и жизненный режим зависит не столько от объективных жизненных условий, сколько от психических качеств человека, от его воли, собранности, от умения подчинить свою жизнь основной задаче.
16. Конечно, важна и проблема питания.
В этой проблеме есть моменты, объективно вредные для всех: очень го-рячая, очень холодная, очень острая пища, которая травмирует слизистую оболочку. Ко всем видам пищи необходим индивидуальный подход, так как каж-дый организм по-своему все воспринимает. Главное, помнить, что пища - это строительный материал, сила для организма и сила “для голоса”, так как пение - это физический процесс, который требует больших сил, хорошего питания. Игно-рирование проблемы питания любым человеком приводит к многочисленным болезням.
Надо знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, се-мечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой, могут помешать четкой работе голосового аппарата. Частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желание откашляться, а это мешает процессу работы голоса.
Этот долгий перечень необходимых условий и требований к жизни и профессиональному поведению человека, занимающегося голосовой практикой, необходимо усвоить, если вы серьезно относитесь к своей деятельности.
Большой педагог Ф.Витт советовал: “Относитесь бережно к своему голо-су и своему аппарату - это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости”.
Вот еще несколько более конкретных, личных гигиенических правил и советов:
 Никогда не выходите сразу после пения на улицу, особенно в холод. Хороший совет: выработайте привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. Вообще избегайте резкой смены тем-пературы. После горячей еды и питья подождите в помещении 15-30 минут, иначе начнутся катарры.
 Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить бы-стро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Вообще избегайте охлаждений и переохлаждений. Для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая легкая возможность для простуды.
 Следите за своей обувью, особенно в сырость и холод. Холодные, сы-рые ноги - верная простуда. Если это случилось, то обязательно сделайте горячую ножную ванну, разотрите ноги спиртом, одеколо-ном, наденьте теплые носки, постарайтесь сразу выпить горячего чая.
 Конечно, вся одежда должна быть удобна и адекватна погоде. Но, кроме одежды и обуви, еще очень важна в нашем климате проблема головного убора - он должен быть достаточно легким и теплым. Из-вестно очень много случаев невралгий, происшедших только по причине неподходящего головного убора. Они (невралгии) проходили, когда слишком тяжелый и жаркий головной убор сменялся на более рациональный. Чрезмерное согревание головы вызывает усиленный приток крови, головную боль, а также ведет к зябкости головы, по-нижению ее сопротивляемости быстрому охлаждению, что вызыва-ет разные заболевания.
 В повседневной жизни и деятельности дышать надо, по возможно-сти, только через нос. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекции, которые оседают в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Хорошо прополаскивать щелочны-ми водами (типа “Боржоми”) рот, глотку, носоглотку, так как щелочная вода хорошо очищает слизистую.
 Воздух в репетиционных помещениях должен быть не сухой, не пыль-ный, не холодный (охранная медицинская норма температуры воздуха не ниже +15 градуса по Цельсию).
 Не пойте в помещениях, где курят или курили. Старайтесь не курить сами. Алкоголь и никотин не улучшают состояние организма, зато разрушают вашу нервную систему.
 Речь и пение после еды затруднены, так как кроме механического воздействия полного желудка на дыхание (подпертая диафрагма), акт пищеварения требует прилива крови к пищеварительным орга-нам. Этим понижается жизнедеятельность произвольных мышц гортани. Пауза после еды должна быть не менее часа.
 Совет для женщин. Режим молчания в больные дни (3 дня, установ-ленные законом) и снижение нагрузок. Несоблюдение этого правила грозит длительным нарушением голосовой деятельности и очень часто с серьезными последствиями. В эти дни стенки капилляров кровеносных сосудов приобретают повышенную ломкость, что при-водит к кровоизлияниям.
 Ничто так легко не вызывает заболевания горла, как изнеженность и не закаленность. Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализируется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям производства, а также подвиж-ностью нервных процессов и особой впечатлительностью, и, наконец, неосторожностью самих людей, потенциальных пациентов врачей-ларингологов. Умение при первых симптомах заболевания принять грамотные меры первой самопомощи, знания в области ис-кусства закаливания и укрепления организма - все это уменьшает возможность заболевания. Именно это и будет предметом дальней-шего рассмотрения.

Закаливание организма.

Эта фраза нам хорошо знакома, мы умом прекрасно понимаем, что зака-ливание - вещь хорошая, особенно в нашем климате. Но неустроенность и суета нашей жизни, а, главное, отсутствие истинной физической культуры, традиций культуры питания, ухода за своим телом приводит к тому, что очень редко зака-ливанию уделяется настоящее внимание.
Что же подразумевается под словом закаливание? Это водные, воздуш-ные и солнечные процедуры, гимнастика, физзарядка, различные виды спорта (гребля, езда верхом, плавание, теннис), хорошая ежедневная часовая прогулка.
Закаливание должно проводиться систематически. Если организм по-степенно приучить к холодным раздражителям, то в дальнейшем он будет успешно противостоять простуде.
Сценическая деятельность очень сложна, так как во время выступлений организм испытывает большую нервно-психологическую и физическую нагрузку от длительного стояния на сцене под юпитерами, сквозняками, поэтому требуется закалка и физическая, и дыхательно-голосовая. Надо знать, что все виды закали-вания нельзя принимать натощак и раньше, чем через 1 час после еды.
Полезнее сочетать виды закаливания: принимать воздушную ванну, од-новременно проводить гимнастику, затем обливание, обтирание, растирание и массаж.
Людям, которые подвержены простуде, рекомендуется систематическое обмывание ног перед сном с последующим растиранием махровым полотенцем и массажем до покраснения кожи.
При первом обмывании нужна такая температура воды, которая не вы-зывает раздражения (примерно +18 градусов по Цельсию), а в дальнейшем следует постепенно снижать ее. Эту процедуру можно начинать лишь в здоровом состоянии.
Среди профилактических гигиенических мероприятий, способствующих укреплению деятельности гортани, следует упомянуть о местном душе гортани, с последующим за ним массажем. Это можно рекомендовать лицам, занятия ко-торых сопряжены с сильным напряжением голосового аппарата. Этот метод устраняет усталость голосовых органов, уменьшает прилив крови к ним.
Простейший вид массажа - это поглаживание кожи в сторону сердца. Движения должны совершаться легким давлением. Пяти минут бывает достаточ-но, чтобы избавиться от усталости, вернуть голосовую силу.
Для закаливания носоглотки рекомендуются ежедневные водные полос-кания носовой полости водой +18 +20 градусов по Цельсию, постепенно снижая ее (критерий - комфортные ощущения).
Полоскание лучше делать утром, оно напоминает Йоговское промыва-ние: зажать одну ноздрю, а через свободную ноздрю активно втягивать из ладони воду, которая проходит в рот, промывая, массируя слизистую носоглотки. Затем такое же втягивание через другую ноздрю.
Не надо форсировать интенсивность втягивания воды, чтобы не вызвать резкую боль. Сначала вода не будет проходить в рот, это дело времени, сноровки.
Результат этой процедуры зависит от разумности человека, делающего ее, как, впрочем, и в любом деле. Конечно, хорошо делать эти промывания с мор-ской солью, но даже обычная вода из-под крана приносит пользу. Только не форсируйте результат: даже если вода не выливается через рот, как это должно быть по идее, все равно большая польза: очищение, массаж, закаливание.
Очень полезны гимнастические упражнения, укрепляющие мышцы сер-дечно-сосудистой и дыхательной системы.
Хороши все виды восточных лечебных разминок, балансирующих энер-гетику организма. Многие предпочитают всем видам занятий бег трусцой.
Все виды лечебно-профилактических занятий для закаливания и укреп-ления организма очень хороши. Главное условие - человек должен найти подходящий лично ему вид занятий каким-либо тренингом.
Это очень индивидуально, и не плохо было бы посоветоваться со знаю-щим ваш организм врачом.
Для тех, у кого недостаточно выносливый голосовой аппарат, кто бы-стро устает от речевой и певческой нагрузки, можно рекомендовать дыхательные упражнения, именно для укрепления голосового аппарата.
Эти упражнения применяют даже как лечебную гимнастику при восста-новлении деятельности голосового аппарата в послеоперационный период - настолько они эффективны. Конечно, требуются регулярные и серьезные занятия. Заниматься упражнениями надо спокойно и сосредоточенно, чтобы внимание было направлено на четкую работу задействованных в них мышц. Перед выпол-нением упражнений надо проветрить комнату, затем сесть на стул, расправить плечи, ни на что не отвлекаться, приступить к упражнениям.

Дыхательные упражнения.

1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Свое-образный “массаж” связок.
3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая ука-зательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).
5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С уси-лием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).
6. Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через "губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.
7. Беззвучно сказать “ы”. Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.
8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолени-ем сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.
9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражне-ние делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.
10. “Мычание” на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, “на зубах”, чтобы ощущать вибрацию на гу-бах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед “мычанием” открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только гу-бы. Мычать на хорошем продыхе.
11. После “мычания” потянуть звук на хорошем продыхе, через сво-бодное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:
М----------- З--------------
Н----------- В---------------
12. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.
ма-м`а на-н`а ва-в`а
ма-м`о на-н`о ва-в`о
ма-м`у на-н`у ва-в`у
ма-м`э на-н`э ва-в`э
ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы
Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.
13. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: “ох, ах”. Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдо-хом, вставать со вдохом.
14. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надав-ливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после массажа появится желание зев-нуть. Целитель из Омска Васильева И.А. считает, что горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови, а подпитка обеспечивается мышечной активностью.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. “Ворона”. Произносите “Ка - аа - аа - ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это без-звучно.
3. “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, поста-райтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. “Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. “Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. “Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
7. “Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при вы-полнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к нату-ральному веселью.

Нормальное состояние голосового аппарата - когда все слизистые ув-лажнены.
Насморк, сухость слизистых, воспаления носоглотки часто выбивают нас из рабочего состояния, сильно влияют и изменяют внутренние ощущения, ко-торыми пользуется певец, дезориентируют эти ощущения.
В подобных состояниях работать голосом нельзя. Надо уметь справ-ляться с недомоганиями, принимать эффективные меры при первых симптомах болезни, чтобы быстро вернуться в рабочее состояние. Ещё лучше научиться пре-дупреждать заболевания всевозможными профилактическими мерами.

Следующая глава будет маленьким “медицинским справочником” пер-вой доврачебной помощи.
Конечно, лечиться надо под наблюдением врача, но часто бывают такие ситуации, что человек должен уметь грамотно предпринять какие-то меры до консультации с врачом.
Очень часто мы слышим фразу: “Катарральное состояние”. А что же та-кое катарр?
Катарр - это воспаление слизистых оболочек, сопровождающееся их по-краснением, набуханием, образованием и выделением ими жидкости (прозрачной, слизистой, гнойной).
Катарр - от греческого katarreo - стекаю.
Катарр может быть простудным, инфекционным.
Катарры бывают:
1. верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, ларингит, анги-на, трахеит);
2. бронхов (бронхит).
Самое распространенное заболевание слизистой носа - ринит (в народ-ном обиходе - насморк).
Лучшее средство для предупреждения острого простудного насморка - закаливание всего организма. Причина возникновения насморка - простуда, ох-лаждение. Это снижает сопротивляемость организма в борьбе с инфекцией.
Иногда, при остром насморке, процесс может перейти на слизистые оболочки придаточных пазух носа, что называется - синуитом. Примером синуи-та является нередко встречающееся воспаление гайморовой пазухи - гайморит, и воспаление лобной пазухи - фронтит.
Часто повторяющийся насморк может перейти в хронический. Это слу-чается, когда сопротивляемость организма по отношению к инфекции ослаблена вследствие перенесенных недавно других заболеваний (например, гриппа); когда человек находится в условиях резкой смены температуры и вдыхает то холодный, то горячий воздух; при вдыхании воздуха запыленного, загрязненного дымом, газом.
Нередко встречается атрофический насморк, который вызывает непри-ятные ощущения сухости и скопления корок в носу и носоглотке, а иногда притупление обоняния и его полную потерю.
Это связано с нарушением питания тканей носа из-за неправильной функции вегетативной нервной системы. Эта же причина вызывает гипертрофи-ческий насморк, при котором разрастаются носовые раковины и закладывают нос.
Лечение насморка должен проводить врач, так как насморк может быть первым проявлением других общих болезней (корь, грипп и других).
Доврачебная помощь:
при воспалении слизистой носа очень помогает ментоловый карандаш. Хороши при заложенности носа отвлекающие процедуры:
1. горячие ножные ванны;
2. горчичники на икры, на ступни;
3. 1-2 % раствор эфедрина по 5 капель в каждую ноздрю, через 2-3 ча-са;
4. 1 % ментоловое масло по 5 капель, 3 раза в день;
5. вдыхание носом порошка стрептоцида.

Правило закапывания капель в нос: закапать лекарство в ноздрю и на-клонить голову к плечу в ту же сторону.
Правило очистки носа при насморке: при остром насморке, особенно, когда нос заложен полностью, нельзя сморкаться.
В это время в носу или носоглотке бывает много болезнетворных мик-робов. При сморкании слизь может из носоглотки попасть в среднее ухо (через евстахиеву трубу), и, таким образом, вызвать отит. Если нос не заложен полно-стью, слизь выдувают слегка, без напора, чередуя опорожнение левой и правой ноздри.
Если у здорового человека возникает необходимость сморкаться, то при этом надо держать рот полуоткрытым и осторожно освободить сначала одну, а затем и другую ноздрю.

Воспаление слизистой глотки - фарингит.
При этом заболевании возникают неприятные ощущения: царапанье, жжение в глотке, сухой кашель.
Почти всегда это воспаление захватывает в той или иной степени гор-тань.
Возникновению фарингита способствует всякое часто повторяющееся раздражение слизистой оболочки глотки. Раздражители: курение, спиртные на-питки, слишком горячая и острая пища, слишком холодная пища и напитки, колебания температуры, пыль.
Доврачебная помощь:
1. Систематическое полоскание горла щелочными растворами (1 чай-ная ложка питьевой соды и 1 чайная ложка глицерина на стакан кипяченой воды).
2. Щелочно-масляные ингаляции, но не горячие, а теплые (горячие не-сут только вред при фарингите).
3. При кашле можно принимать внутрь либексин, глаувент или другие противокашлевые средства.


Ангина - воспаление миндалин.
Заболевание возникает в сырую, холодную погоду, и, как инфекцион-ное, легко передается при общении от больного к здоровому. Во время ангины человек испытывает недомогание, головную боль, разбитость, повышенную тем-пературу. Лечиться обязательно у врача, так как при этом заболевании нередки осложнения (воспаления среднего уха, ревматизм, поражение внутренней обо-лочки сердца - эндокардит).
Доврачебная помощь:
1. Постельный режим до падения температуры.
2. Теплая, жидкая пища, чтобы не травмировать воспаленную глотку, обильное питье (теплый чай с лимоном, боржоми).
3. На шею согревающие компрессы.
4. Полоскать горло дезинфицирующими растворами:
борная кислота (1 чайная ложка на стакан воды),
риванол (0,1 % раствор),
грамицидин (1 ампула на 1 стакан кипяченой воды),
поваренная соль и йод (1чайная ложка соды + 2-3 капли йода на 1 ста-кан воды),
настой эвкалипта или ромашки (теплый),
горячий зверобой (заварить 1 столовую ложку на 1 стакан кипятка, ос-тавить настаиваться. Пить, когда температура станет приемлемой для слизистой). Полоскать теплым настоем.
5. Следить за кишечником, чтобы не было запоров (свекла, черно-слив).
6. При высокой температуре до визита врача:
стрептоцид по 0,5г 4 раза в день,
антибиотики (олететрин, тетрациклин, тетрамицин, бисептол).
Хороший совет: полоскать горло следует безо всякого напряжения, ста-раясь в эти моменты произносить певучие гласные буквы (А, О, Э, И, У).
На разные гласные меняется форма рта и глотки. Это способствует про-мыванию мест в складках слизистой, недоступных при одной гласной.
Есть мнение, что если набрать в рот легко дезинфицирующей жидкости (смесь щелочных солей, слабый раствор риванола или борной кислоты) и оста-вить ее на небольшое время в совершенно спокойном состоянии при значительно запрокинутой голове, то это действует гораздо лучше, чем активно производимое полоскание.
Приведу еще несколько рецептов лечения ангины. Полоскание:
 В равной пропорции (1:1:1)взять ромашку, эвкалипт и календулу ко-личеством в 1 столовую ложку смеси и кипятить 2 минуты в 1,5 стаканах воды. Затем настоять 30 минут в теплом месте и процедить. Полоскать горло 2 раза в день (утром и вечером), разделив настой пополам. Начинать с 20 градусов по Цельсию, постепенно убавлять 1 градус, доведя до 16 градусов. Затем месяц полоскать настоем 16 градусов по Цельсию.
 Ежедневно жевать корень аира 5-6 раз в день по маленькому кусоч-ку. Кусочек держать во рту 15-20 минут. Через полгода - год такого лечения ангины проходят навсегда.
 При ангине (в начале) пожевать кусочек лимона с цедрой. После это-го ничего не есть в течение часа, чтобы не смыть эфирные масла и кислоту. Повторить через 3 часа.

Хронический тонзиллит - хроническое воспаление нёбных миндалин, развивающееся в результате частых ангин.
Течение болезни при обострении хронического воспаления сопровож-дается высокой температурой, нарывами в горле, изменениями общего состояния: головная боль, вялость, понижение трудоспособности.
Лечение производится только врачами.
Вне обострения дают положительный эффект: смазывание миндалин (люголем), удаление пробок, полоскание, физиотерапия.
Если консервативные методы лечения не имеют успеха, прибегают к оперативному вмешательству, что не влияет на качество голоса.

Ларингит - воспаление слизистой оболочки гортани и самих голосовых связок. Заболевание может быть вызвано переохлаждением, инфекцией, а также перенапряжением голосовых связок, излишней нагрузкой.
Воспалительный процесс может перейти на слизистую носа и глотки, чаще наоборот.
Симптомы: першение, боль в горле, хрипота, потеря голоса, кашель (сначала сухой, потом с мокротой), недомогание, головная боль, иногда темпера-тура.
Длительное течение болезни, длительная потеря голоса.
Лечение всегда под контролем врача.
Доврачебная помощь:
1. Устранение внешних причин, вызвавших ларингит (холодная еда, питье, сырой, холодный, пыльный воздух, курение, алкоголь).
2. Уменьшение или полное исключение голосовой нагрузки - молча-ние.
3. Щелочные теплые ингаляции несколько раз в день (теплые, не горя-чие).
4. Горчичники на шею, спину, на ноги.
5. Согревающие компрессы на шею.
6. Полоскания, смазывания, горячий глинтвейн.
7. При повышенной температуре - постельный режим, вызов врача.

Трахеит - воспаление слизистой оболочки трахеи.
Это заболевание очень часто у людей “голосовых” профессий, так как чрезмерная голосовая нагрузка ведет к раздражению слизистой оболочки трахеи, что делает ее более восприимчивой к инфекции, простуде, чувствительной к ко-лебаниям температуры, сквознякам.
При трахеите набухает слизистая, нарушается голосовая функция при неизменных голосовых связках.
Наблюдается кашель с мокротой, иногда очень вязкой и трудно откаш-ливаемой, утомляемость, хрипота, неточность интонации, сухость, царапины, жжение в горле при попытках к пению.
Имеет значение, какой участок трахеи воспален. Особенно страдает го-лосовая функция при подсвязочном трахеите.
Доврачебная помощь та же, что и при ларингите.
В затяжных случаях врач назначает кварц, соллюс, УВЧ, электрофорез (с йодистым калием на гортань), отхаркивающие микстуры.
Некоторые врачи утверждают, что помимо инфекционных трахеитов, могут быть трахеиты вследствие резкого повышения внутрибронхиального дав-ления при форсировании голоса, при крике, перегрузке дыхания, неправильном пении.

Бронхит - воспаление слизистой оболочки бронхов. Заболевание часто сопровождается воспалением слизистой верхних дыхательных путей (носа, глот-ки, гортани, трахеи).
Бронхит может быть вызван инфекцией, простудой, неблагоприятной экологической обстановкой (загазованность, запыленность).
Возникновению бронхита может способствовать и ослабление организ-ма вследствие перенесенных заболеваний, неблагоприятных условий труда, быта и вредных привычек (алкоголизм, курение).
Бронхиту часто предшествует насморк, охриплость, щекотание в горле, затем кашель, сначала сухой, грубый со скудной мокротой. Вскоре присоединяет-ся чувство саднения за грудиной, усиливающееся при кашле.
Через несколько дней отхаркивание становится более легким, мокрота обильная, слизисто-гнойная.
Первая доврачебная помощь, как при ларингите и трахеите. Лечение обязательно под наблюдением врача, чтобы не допустить перехода в хрониче-скую форму и осложнения с легкими.

Грипп. Это заболевание чаще всего поражает верхние дыхательные пути и выводит из строя в первую очередь “работников голоса”.
Надо уметь принимать меры предосторожности, особенно, во время эпидемий.
1. Конечно, избегать, по возможности, контактов с больными. Не поль-зоваться общепитом.
2. Полезно полоскать не менее 3-4 раз в день полость рта и глотки рас-твором марганцовки (маленькую крупинку на 1 стакан кипяченой воды) или раствора риванола (1:4000), или раствором борной кисло-ты и поваренной соли (по 1/2 чайной ложки на 1 стакан кипяченой воды).
3. Помогают предотвратить заболевание специальные лекарства и вак-цины против гриппа. Хороша противогриппозная сыворотка в виде порошка, который вдыхается через нос.
Совет: Носовые платки человека, больного гриппом, надо сначала ки-пятить, а потом стирать. Лучше употреблять салфетки, а затем их выбрасывать. Это уменьшает возможность переноса инфекции.
Очень эффективны марлевые повязки или отсутствие контакта с боль-ным.

Расстройства голоса.
Мы уже выяснили, что причины всяких “голосовых” бед бывают раз-личные. Они устраняются под наблюдением и с помощью врача, но самое главное - это вдумчивое, серьезное отношение самого больного к своим “голосовым” проблемам. Врач дает назначения на лечение, а выполняет их больной, и успех зависит от его организованности и добросовестности. Сначала применяются те-рапевтические, медикаментозные, физиотерапевтические методы лечения, а потом редукция голоса.
Редукция голоса - это метод лечения при расстройствах речевого (пев-ческого) голоса.
Фонопедия - щадящий метод лечения голоса, стимулирующая терапия.
Производится это лечение только под наблюдением врача, но надо, что-бы люди, страдающие голосовыми расстройствами, знали о существовании такого лечения.
Основой редукции являются занятия, состоящие из целого ряда упраж-нений последовательной сложности для дыхательной, артикуляционной и голосовой системы.
Цель фонопедических занятий - привить и закрепить правильные голо-соречевые навыки и восстановить нарушенное равновесие между различными отделами голосового аппарата. Улучшение наступает через 3-4 месяца занятий. Система применяемых упражнений преследует цель свободного, легкого звуча-ния, четкости произносимого без перегрузки дыхания.

Зубы.
Плохие зубы - это не эстетично вообще, а для человека, выступающего перед аудиторией - это просто недопустимо.
Плохие зубы - это реальная возможность приобретения различных пси-хологических комплексов, это плохая дикция.
Плохие зубы - это плохое пищеварение, так как пища попадает в желу-док неподготовленная, не пережеванная.
Плохие, гнилые зубы - это источник инфекций для всех слизистых рото-вой полости и верхних дыхательных путей.
Необходимо постоянное наблюдение у врача и своевременное лечение.


Уши.
Всякое ушное заболевание, возникшее у профессионалов (людей голо-соречевых профессий), должно привлекать к себе внимание фониатров не меньше, чем любое заболевание голосового аппарата. Обязательно немедленно показаться врачу: любой отит (воспаление среднего уха) может превратиться в хронический, если запустить болезнь. Отит может быть и как осложнение после других болезней.
Что нужно сделать при болях в ухе до показа врачу?
1. Положить в ухо тампон с борным спиртом (для этого подойдет про-стой спирт, водка, одеколон). Тампон не очень мокрый, чтобы не сжечь кожицу.
2. Для уменьшения боли, особенно ночью, применить тепловые проце-дуры: синий свет, грелку, а утром - к врачу.
3. Одновременно лечить верхние дыхательные пути, так как это почти всегда связано.
Удалять инородные предметы, случайно попавшие в ухо, может только врач. Недопустимо неумелое вторжение в ухо - это может привести к серьезным повреждениям, потере слуха.
М.Васильева в журнале “Будь здоров” рекомендует в больное ухо на ночь 2-3 капли теплого камфарного масла и сока свежего лука.
При сильной боли даже с высокой температурой хорошо помогают вос-ковые свечи в ухо. Ребенку - 2-3 свечи, взрослому 4-8 - по ощущениям. Полоску х/б ткани длиной 40 см и шириной 4 см пропитать в растопленном воске и стеа-рине (50/50%) быстро намотать ее на указку аккуратно по спирали, чтобы не было щелей верхние (широкие) витки сделать в несколько слоев, чтобы свеча го-рела дольше. Высота свечи приблизительно 20 см, диаметр нижнего отверстия 6-8 мм, верхнего 2 см. На несколько минут свечу положить на холод, а потом “прокатать” руками по столу и снять с указки. Положить больного на бок верти-кально вставить свечу в ухо узким концом и поджечь верхний. Не надавливайте, поддерживайте свечу у самого уха. Когда вашей руке станет горячо бросьте “огарок” в холодную воду. Из уха будет идти белый дым - не бойтесь, оно про-гревается изнутри, что поможет сере выйти из него. Если боль сильная, надо делать 2-3 свечи подряд. При горении образуется тяга, как в печи, она вытягивает из уха серу и гной, которые забивают воронку и могут погасить огонь свечи. Сле-дите за нижним отверстием воронки, прочистите его, если дым прекратится. После процедуры прочистить уши спиртом (лучше камфарным). Затем вставить в ухо ватку: ее смочить спиртом, насухо выжать и на нее накапать 3 капли свежего сока лука. Сверху - сухую ватку. Это уменьшает боль и улучшает слух.
Глаза.
Большая нагрузка на глаза при работе с литературным и нотным мате-риалом, сильное, слепящее освещение сцены, постоянная атмосфера кулис, где скапливается пыль от декораций и кулис, - все это заставляет думать о профилак-тике зрения и периодически проверять зрение у врача.
Многие специалисты рекомендуют профилактические меры.
И. Васильева рекомендует: Гимнастика для глаз.
Для утомленных глаз предлагаю вам три полезных правила на каждый день:
1. Как можно чаще серебряной ложкой водите по глазницам. Можно на усталый глаз положить кусочек фольги.
2. Закапывайте вечером в глаз каплю облепихового масла.
3. При утомлении глаз растирайте мочку уха.

А теперь несколько упражнений для цилиарных мышц глаза, которые управляют хрусталиком.
1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево. При этом мысленно произнесите: мир (вверх), покой (вниз), добро (вправо), любовь (влево). Я представляю, как через ме-ня проходят потоки, несущие гармонию и покой. Глаза лишь направляют эти потоки и становятся ясными и чистыми.
2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до пяти ... снова к носу ... к ушам. Повторите девять раз.
3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки указа-тельного, среднего и безымянного пальцев, слегка надавите. Очень осторожно и легко круговыми движениями массируйте глазные яб-локи. Представьте себе, как улучшается питание каждой клеточки глаза, рассасывается неоднородность и вымываются шлаки. Очень хорошо перед этим смазать кожу век облепиховым маслом (оливко-вым, касторовым, репейным). В конце промокните веки салфеткой. Делайте это перед сном.
4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Де-лайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук. Девять кругов в одну сторону, и девять - в другую.
5. Сделайте массаж висков и разминание бровей (руки, лицо чистое). Положите пальцы на виски. Легонько надавите, массируйте круго-выми движениями несколько минут, затем положите по четыре пальца на край скулы: указательный - возле уха, мизинец - у глаза. Надавите каждым пальцем, исследуя кость... Может быть один из пальцев ощутит на границе кости наросты, неровные комочки? Вибрирующим движением пальцев как бы смывайте, убирайте эти неровности и представляйте, что рядом течет чистейший ручей, он уносит мусор прочь. Исследуйте и почистите лобную кость. Очень приятно подержать несколько минут на виске листок фоль-ги. Обратите внимание на косточки за ухом. Эти сосцевидные отростки височной кости очень важно проверять и чистить регу-лярно, желательно каждый день. Промассируйте брови. Захватите бровь у носа указательным и большим пальцами, разминайте её с усилием, медленно перемещаясь вдоль брови к уху. Повторите не-сколько раз.
6. Положите указательные пальцы на слезные косточки у внутренних уголков закрытых глаз. Надавите и помассируйте косточки так, как будто вы их моете в теплой и чистой воде. Теперь перемести-те пальцы к наружным уголкам глаза, надавите, “промойте” их тоже.
7. Быстро поморгайте ... еще быстрее! Так быстро, как только воз-можно! Синхронно можно сжимать и разжимать пальцы рук, и поцокать языком.
8. Отдохните после седьмого упражнения. Закройте глаза и на-стройтесь на тихий вечер у большой воды. Не напрягайтесь. Припомните детали: камень на берегу, песок, лодка на воде, облака в небе. И скоро, скоро чувство покоя придет к вам, глаза хорошо отдохнут у воды


В последнее время вышло много литературы, где описаны профилакти-ческие методы ухода за глазами, способы лечения глаз. Назову некоторые из них:
 У. Бейтс “Улучшение зрения без очков по методу Бейтса”
 М.Д. Корбетт “Как приобрести хорошее зрение без очков”
 Патриция Брегг “Улучшение зрения по системе Брегга”
 Н.И. Кудряшова “Зрение: сохранение, нормализация, восстановле-ние”.
Последняя работа особенно хороша, так как в ней суммирован опыт многих врачей, школ разных народов по оздоровлению и сохранению зрения.
В завершении этой главы несколько отличных советов из народной ме-дицины.
Рецепты от головных болей. Старые домашние средства, рекомендуе-мые при приступах мигрени.
1. Некоторым помогают горячие ножные ванны, иногда горячие ком-прессы на голову, тугое стягивание головы. горячее питье. Желательно очистить кишечник.
2. Массаж головы, начиная со лба и ведя обеими руками к затылку.
3. Вдыхать смесь в равных частях камфарного спирта и нашатырно-го.
4. Положить в ухо тряпочку, смоченную соком красной свеклы или лу-ка.
5. Положить за уши и на виски кислую капусту в тряпочке и обвязать голову полотенцем.
6. Следует всегда иметь дома подушечку, наполненную смесью листь-ев лавровишневых , лавровых, лаврокамфарных, эвкалиптовых, мирры. Сделать смесь из равных частей по весу, перемешать, плотно зашить. При головной боли лечь на эту подушечку больным местом на 2-3 часа. Средство замечательное.
7. Мята перечная. 1/2 столовых ложки травы залить 1 стаканом го-рячей кипяченой воды, закрыть крышкой и нагреть в водяной бане при частом помешивании 15 минут. Процедить и долить кипяченой водой. Принимать в теплом виде по 1/2-1/3 стакана 1-3 раза в день за 15 минут до еды. Настой хранить в прохладном месте не более 2 суток.
8. Если мигрень началась на почве мозгового переутомления, то помо-гает съесть селедку.
Средства, рекомендуемые при головных болях нервного происхождения.
1. Свежий сок калины обыкновенной, есть больше ягод клубники поле-вой, пить сок черной смородины (по 1/4 стакана 3 раза в день) или сырого картофеля (по 1/4 стакана).
2. Зверобой продырявленный. 1 столовую ложку травы залить 1 ста-каном кипятка, кипятить 15 мин., процедить. Пить по 1/4 стакана 3 раза в день.
3. Девясил высокий. Чайную ложку измельченного корня залить 1 ста-каном холодной воды, настоять 10 часов, процедить. Пить по 1/4 стакана за 30 мин. до еды 4 раза в день.
4. Примула. Корни, стебли и листья измельчить. Чайную ложку массы залить 1 стаканом кипятка, настаивать полчаса, охладить, проце-дить. Пить по 1/2 стакана 2 раза в день. Настой действует успокаивающе на нервную систему, имеет легкое снотворное дей-ствие, помогает при излишнем возбуждении и головных болях.

Советы В.Востокова “Искусство расслабления”.
1. Прежде чем расслабиться физически, надо расслабиться психиче-ски, потому что наше тело отражает состояние нашего мозга, а не наоборот. Если мозг напряжен, то и тело будет таким же, как бы мы ни старались расслабиться. Когда вы лежите в теплой и уютной постели, постарайтесь ни о чем не думать, как бы “убежать” от времени. “Погуляйте” мысленно по росистой лужайке, подобно чайке “полетайте” над морем. Остановите бег времени. В этом заключена вся мудрость. Вам ничего не нужно, вы просто наслаждаетесь. Запомните это состояние. Это - расслабление.
2. Естественным расслаблением для человека является сон. Хорошо спит тот, кто хорошо расслабляется. Начнем с того, что будем ложиться спать на пустой желудок. Это трудно, но очень эффективно. В крайнем случае, выпейте стакан молока или фруктового сока, или поешьте яблок. Если ваш желудок заполнен пищей, он давит на диафрагму, сердце. От этого вам трудно дышать. К тому же активно работающий желудок ме-шает организму расслабиться и обрести долгожданный покой. Очень полезно при чувстве легкого голода перед сном съесть что-нибудь, со-держащее щелочи, к примеру, карамель “холодок”, ментоловые пастилки или пожевать немного тмина.
3. Запаситесь пихтовым маслом, это чудодейственное средство от бес-сонницы. Каждый раз перед сном растирайте голени и стопы пихтовым маслом, а затем надевайте хлопчатобумажные носки. Из-под головы уберите вторую подушку, спать лучше на одной подушке, достаточно мягкой, чтобы не давила на голову и уши. Сама постель не должна быть слишком мягкой, так как в этом случае трудно расслабиться. Поменяйте ватное одеяло на два шерстяных. Теперь, когда улеглись, протяните ру-ку, возьмите с ночного столика пачку с валериановым корнем и понюхайте его в течении трех минут. Если в доме есть лавандовое мас-ло, понюхайте его, но каждой ноздрей в отдельности. Натрите им виски и надбровные дуги. Лавандовое масло чрезвычайно эффективное сно-творное.
4. Если непосредственно перед засыпанием не удается расслабиться и “погулять” по росистой траве, то сделайте две вещи. Во-первых, закрой-те глаза и мысленно устремите взгляд в сторону ног. Постарайтесь не думать о прошедшем дне, он уже прошел и ничего не вернуть, так чего ж зря мучиться. Уходите мысленно в направлении своего взгляда все дальше и дальше, как бы выходя за пределы комнаты, дома, улицы, го-рода, земли, постепенно растворяясь в космосе. Если в голову продолжают лезть мысли и нерешенные проблемы, не фиксируйтесь на них, а усилием воли вновь и вновь возвращайтесь к своему “путешествию” с земли в просторы космоса. Во-вторых, научитесь де-лать простой вариант знаменитой йоговской “позы мертвых” - Шаваса-ны. Пока вы ее будете осваивать, заснете непременно. Условие одно: максимальное сосредоточение только на упражнении, все мысли гоним прочь.
Устройтесь удобно в постели. Руки положите вдоль туловища, ладо-нями обязательно вверх. Пальцы полусогнуты. Ноги слегка раздвинуты. Голова повернута в сторону, так как лежать без напряжения в положе-нии “прямо” она просто не может. Рот полуоткрыт. Полусогнутое положение пальцев позволяет быстро расслабить мышцы рук, положе-ние стоп с развернутыми носками облегчает расслабление мышц ног. Повернутая чуть в сторону голова помогает расслабить мышцы шеи и плеч. Приоткрытый рот создает “маску” релаксации, оттягивая вниз подбородок и снимая напряжение с мышц щек.
А теперь спокойно, не торопясь пройдемся мысленно по всему телу, начиная от кончиков рук и кончая, к примеру, тонким кишечником, но до него точно дело не дойдет - заснете. (Начинайте всегда с кончиков пальцев. Вы должны почувствовать их непременно, даже если на отра-ботку этого ощущения уйдет некоторое время). После того, как вы почувствовали кончики пальцев рук, обратите свое внимание на фалан-ги пальцев и почувствуйте их. Кто-то при этом ощущает покалывание, кто-то биение пульса в нужном месте, кто-то тепло. Пальцы в этот мо-мент сами собой расслабятся, кисть может непроизвольно дернуться - это как раз то, что нужно.
Затем внимание переносится на ноги, по ним также нужно пройти мысленным взором, расслабляя каждую часть: каждый палец, лодыжки, голень, колени и так далее. Затем продолжаем расслаблять позвоночник - от копчика до мышц шеи. Не торопитесь, почувствуйте каждую кос-точку. Обычно к этому времени человек уже спит. Если этого не происходит, терпеливо и не отвлекаясь на посторонние мысли, поста-райтесь мысленно увидеть и расслабить все мышцы лица: подбородок, язык, щеки, оба глаза, нос, лобные мышцы, волосы, ощутите кожу под волосами. И, наконец, принимайтесь за внутренние органы. Теперь, ко-гда вы находитесь в состоянии мышечного расслабления, посмотрите вверх и представьте яркое голубое небо. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно дольше удержать перед глазами образ голубого неба. В эти мгновения происходит отключение практически всех органов чувств, окончательное мышечное и нервное расслабление. Характерным при этом явлении ощущением является отсутствие физического тела, удивительное состояние невесомости. Голубой цвет йоги выбрали не случайно, он более всего расслабляет психику.
5. Для засыпания лучше всего подходит поза “на спине”, она больше всего способствует расслаблению всего тела. Я не рекомендую спать на животе, так как при этом затрудняется дыхание из-за нагрузки на диафрагму.
Когда в комнате жарко, засыпать легче на правом боку, когда холод-но - на левом.
Чтобы не замерзнуть в сильный холод, нужно закрыть ватой левую ноздрю и спать на левом боку.
Проблема атеиста очень проста - это проблема нежелания расширять свой кругозор.
Аватар користувача
Ghost
Повідомлень: 368
З нами з: 13 березня 2005 19:50
Группа: SPIRITZ
Контактна інформація:

Повідомлення Ghost »

УРА :) Дочитал ) оч.познавательно !
Thanks
Tigr
Повідомлень: 815
З нами з: 17 травня 2005 09:35
Контактна інформація:

Повідомлення Tigr »

Спасибо. Я понял, что особо народ это не интересует. Модераторы удалите тему. Или залочте. Спасибо.
Проблема атеиста очень проста - это проблема нежелания расширять свой кругозор.
Аватар користувача
Mirage
Повідомлень: 1922
З нами з: 05 березня 2005 11:25
Звідки: from deep space
Контактна інформація:

Повідомлення Mirage »

Tigr, интересует. Только прочитать не всегда есть время.
Очень тупой и очень любопытный, ничего не понимающий человек, который задает много глупых вопросов и выдвигает безумные теории
Гриф
Повідомлень: 50
З нами з: 22 вересня 2005 19:16

Повідомлення Гриф »

clear
Востаннє редагувалось 27 жовтня 2008 10:42 користувачем Гриф, всього редагувалось 1 раз.
Аватар користувача
ArieN MuerdreD
Повідомлень: 60
З нами з: 04 серпня 2005 08:24
Звідки: Ильичевск гр.Impul`z
Контактна інформація:

Повідомлення ArieN MuerdreD »

З.Ы. таки да!
Key`s group Impul`z
Аватар користувача
Lucifer
Повідомлень: 304
З нами з: 28 лютого 2005 00:39
Звідки: Красивое слово без толики смысла
Контактна інформація:

Повідомлення Lucifer »

Хорошая статья. Когда читал про всякие народные методы - ощущал себя на лекции у старославянской колдуньи... Смешно было. А вцелом не жалею о потраченном времени. Теперь буду писдатым медиком :).


А про гроул и скрим тут нельзя было писать просто из морально-этических принципов статьи. Упор то шёл на то, что во время пения надо находиться в спокойном, уравновешенном расположении духа, откинуть все свои проблемы, etc.
Но нас интересующей музыке эти настроения не свойственны!!

Так тчо самое полезное в статье это, пожалуй, описания профилактик и упражнений.
My life is Mine
665

Повідомлення 665 »

Мне кажется, что статья очень полезная, потому что нужно контролировать свой голос, даже если пытаешься "петь" Slipknot.....Это не просто бездумно орать...типа круто..и всё тут...

Ко всему нужно подходить с умом...даже к таким вещам, как Slipknot.....

Ну, хотя, это моё мнение...и к сожалению, всё время приходится об этом напоминать, т.к. закидывают критикой, как будто бы я что-то навязываю...
инна

Повідомлення инна »

у меня очень часто случается одна проблема с голосом . только несколько дней в месяц я могу петь просто шикарно . а потом голос какбы пропадает . не могу петь также звонко и брать высокие ноты .
и что делать . :( :evil:
Hrest
Повідомлень: 378
З нами з: 08 травня 2005 02:38
Звідки: nothing
Контактна інформація:

Повідомлення Hrest »

инна,
Развивать. Видимо, это связано с гормональным процессами :)
Аватар користувача
DizZzy
Повідомлень: 1029
З нами з: 08 вересня 2006 11:45

Повідомлення DizZzy »

познавательно
Аватар користувача
dynamit
Повідомлень: 517
З нами з: 16 травня 2007 15:23
Группа: CARDAN
Звідки: Одесса-мама

Повідомлення dynamit »

Кто уже начился петь, или хочет совместить эти занятия с практикой пения приглашаем:
Группе требуется вокалистка
Пишите строго на [email protected]
Или в асю 450-186-862
Дима
Long Live Rock'n'Roll
Ваня
Повідомлень: 7
З нами з: 13 грудня 2006 17:38

Повідомлення Ваня »

Спасибо. Я понял, что особо народ это не интересует. Модераторы удалите тему. Или залочте. Спасибо.
шо за ЭМО?:)

Чувак очень хорошая статья без П.
Рекомендовано всем кто пытается петь её хорошо изучить.
Я уже давно сам пытаюсь научится правильно петь.

А про технику пения скримом/гроулом кто что может сказать?
В нете сколько не искал - ничего нет.
Вокалисты - делитесь опытом.
вот тут все как раз и дело!!
если ты научишся петь правильно, то
для тебя не составит труда потом мать гролом и скримом.
C#|----
G#|----
H |----
E |----
F# |----
C#|----

12-54
Аватар користувача
Daenur
Повідомлень: 172
З нами з: 07 червня 2007 00:41
Звідки: Одесса
Контактна інформація:

Повідомлення Daenur »

Прочёл весь этот учебник,многое узнал,в общем полезная и нужная книга для тех,кто хочет серьёзно заниматься вокалом...
"Единственное,чему ты можешь позволить собой управлять-это рассудок"
Аватар користувача
Sully Erna
Повідомлень: 358
З нами з: 05 травня 2006 15:13
Звідки: Мама родила
Контактна інформація:

Повідомлення Sully Erna »

ниасилил многа букффф
Спорт я люблю,
Любой какая разница.
То плавчиху от*ёбу,
а то копьяметательницу.
Відповісти