(Статья опубликована в газете "Вечерний Улан-Удэ" в феврале 1999 г.)
");
-->
Трагическая история гибели парохода "Титаник" в апреле 1912 года по сей день продолжает волновать людей, став своеобразным символом нашей эпохи. Свидетельство тому - недавний всемирный ажиотаж вокруг нового фильма режиссера Дж. Камерона, посвященного этому событию.
С тех пор в морях и океанах затонуло много больших и малых кораблей, но, пожалуй, ни один из них не оставил в памяти человечества такую глубокую отметину.
Причина этого заключается не только в беспрецедентно большом количестве жертв, но и в том, что катастрофа "Титаника", построенного по последнему слову техники и считавшегося в принципе непотопляемым, подорвала веру людей во всемогущество науки и технологии, развеяла наивные "жюльверновские" представления об окончательной победе человеческого разума над силами стихии. Не последнюю роль сыграла и чрезвычайно экзотическая причина этого кораблекрушения - столкновение с плавучей ледяной горой - айсбергом.
Таких случаев в истории мореплавания еще не было (как не было и после).
Огромный многотысячетонный кусок льда, отколовшийся от ледяного панциря Гренландии, долго носился по волнам Северной Атлантики, пока в ту злосчастную апрельскую ночь по воле рока его путь не пересекся с курсом мчащегося на всех парах в сторону запада гигантского лайнера. Пассажиры, мирно дремавшие в теплых каютах или развлекавшиеся на освещенных ярким электрическим светом палубах, в большинстве своем и не подозревали, что на свете вообще существуют такие вещи, как айсберги. Они даже не задумывались, что их корабль - всего лишь маленькая железная скорлупка, плывущая посреди бескрайней водной пустыни, простиравшейся на тысячи миль окрест и на мили в глубину. И когда "Титаник", получивший пробоину от столкновения с ледяной глыбой высотой с десятиэтажный дом, уже начал тонуть, многие не поверили в реальность угрозы и не спешили занимать места в спасательных шлюпках, которых к тому же изначально не хватало на всех пассажиров. Скептики осознали свою ошибку, когда уже было поздно...
Из 2200 пассажиров и членов команды спаслось лишь около 700, причем большинство людей, на которых были надеты спасательные пояса, не утонули, а погибли от переохлаждения в ледяной океанской воде в течении нескольких десятков минут.
Согласно последним данным, "Титаник" даже не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка задел его бортом. Но этого было достаточно, чтобы ледяная стена "срезала" головки заклепок, скреплявших листы обшивки, и в образовавшиеся многочисленные щели хлынула вода. В целях экономии и в нарушение технологических норм заклепки были изготовлены из обычной, а не легированной стали, что и стало причиной гибели лайнера.
Но единственной причиной гибели людей была именно нехватка спасательных шлюпок, ибо их общая вместимость составляла лишь половину от числа пассажиров. А времени для того, чтобы спустить их на воду, было вполне достаточно.
Таким образом, основной урок, который мы можем извлечь из этой катастрофы - чересчур оптимистический взгляд на будущее "через розовые очки" и вытекающее отсюда игнорирование возможных опасностей, обусловленное леностью и благодушием нежелание заранее готовиться к наихудшему варианту развития событий может привести к самым тяжким и непоправимым последствиям.
Трагедия "Титаника", произошедшая на глазах у всего мира, несомненно, имела гораздо больший резонанс, чем другая, не менее масштабная катастрофа, случившаяся на другом конце земного шара, в глухой сибирской тайге, четырьмя годами ранее - то есть ровно 90 лет назад.
...Рано утром 30 июня 1908 года жители многих районов Восточной Сибири были разбужены страшным гулом и грохотом, похожим на артиллерийскую канонаду. Огненное тело, светящееся как второе солнце, оставляя за собой дымный след, стремительно пронеслось по ясному небу и исчезло за горизонтом. Земля затряслась, закачались избы, из окон вылетали стекла, падала посуда, кое-где начались пожары. Через несколько секунд ослепительная вспышка озарила небосвод и раздался оглушительный грохот, который был слышен на расстоянии до тысячи километров. Один из очевидцев, находившийся в поселке Ванавара в 65 км от эпицентра взрыва, рассказывал, что увидел исполинское пламя, поднявшееся над лесом, жар от которого был так силен, что на нем едва не загорелась рубашка. Затем взрывная волна отбросила его на несколько метров в сторону.
Грибовидное облако взрыва, поднявшееся на высоту до 30 км, люди наблюдали на берегах Ангары и Лены.
Позднее выяснилось, что эпицентр находился в районе реки Подкаменная Тунгуска, примерно в 900 км к северо-западу от Верхнеудинска - Улан-Удэ, где тоже, вероятно, в то летнее утро слышались отголоски Тунгусского взрыва. Охотники-эвенки, которые в поисках своих пропавших оленей забрели на место катастрофы, обнаружили, что на огромной территории дремучая тайга исчезла, а на ее месте простирается дымящаяся пустыня, покрытая рядами поваленных, сломанных и вывороченных обгорелых деревьев. Вывал леса произошел на площади примерно 50 х 50 км.
С тех пор было выдвинуто немало различных гипотез о природе Тунгусского феномена, вплоть до самых фантастических - от взрыва гигантской шаровой молнии до аварии инопланетного космического корабля. Но все же наиболее вероятная и правдоподобная - столкновение с Землей достаточно крупного метеорита.
Компьютерные расчеты, проведенные специалистами НАСА, показали, что им могла быть каменная глыба диаметром примерно 50-60 метров, летевшая со скоростью 20-30 км/с и разрушившаяся на высоте нескольких километров над поверхностью земли от колоссальных перегрузок при входе в плотные слои атмосферы. При этом высвободилась огромная энергия, эквивалентная сгоранию 50-60 миллионов тонн тротила, что превышает мощность самой разрушительной термоядерной бомбы.
Метеорит двигался по пологой траектории с юго-восточного направления на северо-запад, следовательно, он вошел в атмосферу Земли где-то над озером Байкал. Упади этот болид всего на 4 часа позже, он стер бы с лица земли город Санкт-Петербург и его окрестности, находящиеся на той же широте. Но он взорвался над глухой безлюдной тайгой, и его жертвами стали лишь лесные звери и олени.
Знаменательно, что чудовищная по своим масштабам Тунгусская катастрофа не привела к гибели ни одного человека, в то время как легкое соприкосновение "Титаника" с айсбергом закончилось большой трагедией. Не говорит ли это о том, что "богиня удачи" Фортуна более благосклонна к жителям Сибири и Байкальского региона, нежели к обитателям берегов Северной Атлантики, над которыми как бы витает тень Немезиды, воплощения рока и возмездия? Падение Тунгусского метеорита и гибель "Титаника" - с этих двух катастрофических событий начинался наш ХХ век, полный войн, революций и массовых кровопролитий. На первый взгляд, единственное, что их объединяет - в обоих случаях причиной катастроф стало столкновение (в первом случае - нашей планеты, во втором - парохода) с твердыми глыбами примерно одинаковой массы и размеров.
Но нет ли между этими двумя событиями и какой-то скрытой символической связи? Не были ли они своеобразными знамениями, предупреждениями человечеству о том, что может ожидать его в будущем? Представим себе, что наша планета, мчащаяся вокруг Солнца по своей космической орбите, однажды, как злосчастный "Титаник", повстречается не с маленьким каменным обломком, каким был Тунгусский метеорит, а с настоящим "полновесным" астероидом или кометой диаметром в несколько километров.
Из школьного курса физики известно, что энергия движущегося тела пропорциональна квадрату его скорости и кубу линейных размеров. То есть если размеры тела и его скорость увеличить в 10 раз, то энергия его движения возрастет в 100000 раз. Поэтому метеориты, несущиеся в мировом пространстве с космическими скоростями, несут в себе огромную кинетическую энергию, которая при столкновении с препятствием мгновенно превращается в тепло.
По количеству выделяющейся энергии метеоритные удары можно сравнить только с мощными ядерными взрывами.
Энергия удара среднего астероида - каменно-металлического тела диаметром примерно в 10 км и движущегося относительно Земли со скоростью 30 км/с, типичной для многих космических объектов, эквивалентна взрыву 100 тысяч миллиардов тонн тротила, или ста миллионов термоядерных бомб мегатонного класса.
И если этот "космический снаряд" внезапно врежется в Землю, то этому событию можно дать лишь одно название - "Апокалипсис", ибо при таком исходе дела гибель всей современной цивилизации представляется почти неизбежной.
Единственное слабое утешение для нас заключается в том, что такое столкновение кажется весьма маловероятным. Но поскольку возможным его результатом является гибель всего человечества, о малой вероятности говорить бессмысленно - это похоже на поведение страуса, который в момент опасности зарывает голову в песок и таким образом "избавляется" от реальной угрозы.
Необходимо понимать, что вероятность есть всего лишь абстрактная математическая величина, которая выражает меру нашей неосведомленности об окружающем мире и может принимать любое значение в зависимости от способа ее подсчета - например, у ученого Иванова получится одна величина, у Петрова - другая, и оба они будут по-своему правы.
Вероятность того, что тяжелый транспортный самолет "Руслан" рухнет с неба на жилой квартал, практически равна нулю и ею можно пренебречь. Но попробуйте объяснить это тем, кто пережил катастрофу в Иркутске год назад...
В природе нет понятия "вероятность", и любое событие является детерминированным, предопределенным ее законами. Тем более это относится к законам ньютоновской механики, управляющим движением небесных тел. А они гласят, что орбиты различных тел, вращающихся вокруг Солнца, рано или поздно неизбежно пересекаются - это лишь вопрос времени...
По-видимому, в древней истории Земли подобные космические катаклизмы случались не раз.
65 миллионов лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории нашей планеты - огромный астероид около 10-15 километров в диаметре упал на землю в районе современного полуострова Юкатан в Центральной Америке. Именно его современная наука считает главным виновником гибели многочисленного и могучего племени динозавров.
Если бы этот астероид опоздал всего на несколько минут, то он благополучно разминулся бы с Землей и динозавры спокойно дожили бы до наших дней, а люди - представители вида "Хомо сапиенс" никогда бы не появились на этой планете.
Казалось бы, динозавров погубила нелепая случайность, прихоть судьбы или рока. Но в истории не бывает ничего случайного.
Гибель гигантских ящеров в каком-то смысле была предопределена и неизбежна, поскольку они оказались тупиковой ветвью эволюции.
Их развитие шло в направлении непрерывного наращивания грубой физической силы, быстроты реакции, совершенствования средств защиты и нападения - зубов и челюстей, шипов и панцирей, мускулов и рефлексов.
Многотонные рептилии обладали крохотным мозгом, узко специализированным и приспособленным лишь для решения простейших задач борьбы за существование - напасть, победить, убить и съесть противника. По видимому, они развивались в сторону дальнейшего упрощения ("редукции") головного мозга. Параллельно с динозаврами на Земле существовали наши дальние прямые предки - первые млекопитающие, похожие на современных мышей, кротов и землероек.
Но у них не было абсолютно никаких шансов победить в конкурентной "дарвиновской" борьбе за выживание - даже самые мелкие динозавры имели абсолютное превосходство над ними по всем параметрам - силе, ловкости, выносливости и агрессивности. Закованные в панцири древние ящеры в буквальном смысле загнали мягкотелых теплокровных млекопитающих под землю, - они обитали в глубоких норах под землей, единственном месте, где их не могли настигнуть враги, и вели сугубо ночной образ жизни, когда жизненная активность пресмыкающихся снижалась. Такая "патовая" ситуация в принципе могла продолжаться бесконечно долго. Но случай (или некий Высший разум) распорядился иначе. После падения астероида в воздух были подняты триллионы тонн пыли и копоти от лесных пожаров, которые на много месяцев укутали всю Землю непроницаемым занавесом мрака.
На всей планете наступило сильнейшее похолодание ("ядерная зима"), которого теплолюбивые гиганты-динозавры не cмогли пережить и вымерли в буквальном смысле поголовно.
Млекопитающие пережили эту страшную катастрофу благодаря своим небольшим размерам, подземному образу жизни (из-за низкой теплопроводности грунта почва не успела промерзнуть достаточно глубоко), способности впадать в спячку (анабиоз) в трудных внешних условиях, и, пожалуй, самое главное - инстинктивному умению накапливать большие запасы пищи "на черный день". Этим жизненно важным качеством по сей день обладают мелкие грызуны - мыши, суслики, хомяки и так далее, создающие настоящие "продовольственные склады" в своих норах. С такими запасами они и сегодня, пожалуй, способны пережить новый глобальный катаклизм.
Периодичность космических катастроф подобного масштаба составляет примерно 60-70 миллионов лет, так что ее повторения мы уже должны ожидать в нашу эпоху. Современные средства астрономического наблюдения пока не позволяют со стопроцентной надежностью обнаруживать опасные космические объекты на большом удалении от Земли, и большинство из них, вероятно, пролетают мимо нашей планеты просто незамеченными. Если комету с ее светящимся газопылевым шлейфом можно увидеть и невооруженным глазом, то астероиды темные каменистые обломки, можно разглядеть лишь в мощный телескоп. А астероид, летящий со стороны Солнца, визуально обнаружить практически невозможно даже с помощью телескопа. Кроме того, под влиянием притяжения планет орбиты комет и астероидов постоянно изменяются, "эволюционируют", и потому точно рассчитать их траекторию очень сложно.
Таким образом, как некогда огромный комфортабельный лайнер "Титаник" затонул, столкнувшись с плавучей ледяной горой, так и современная технократическая цивилизация может внезапно погибнуть от встречи с дрейфующим в звездных просторах "космическим айсбергом". Столкновение Земли с крупной кометой или астероидом в принципе может произойти в любую секунду, и у нас пока нет ни малейшей возможности предотвратить подобную космическую катастрофу.
Достаточно эффективная система противоастероидной защиты Земли, проект создания которой пока лишь обсуждается учеными, будет разработана международным сообществом не ранее чем через 30-50 лет, а до того времени жизнь на нашей планете будет напоминать игру в "русскую рулетку" - когда револьвер с одним патроном в барабане приставляется к виску и нажимается спуск. И сегодня нам остается лишь уповать на то, что "авось пронесет мимо"... А вдруг не пронесет? Следует помнить, что большинство пассажиров начиненного могучими машинами и механизмами, предметами роскоши и комфорта "Титаника" погибло от нехватки самых примитивных деревянных шлюпок, цена которых составляла мизерную долю от стоимости гигантского лайнера. Самонадеянная вера людей в свою безопасность и превосходство человеческого разума и техники над силами стихии не раз приводила к трагическим последствиям.
Сегодня мы все в каком-то смысле пассажиры "Титаника" - планеты Земля, мчащейся "на всех парах" в кромешном мраке космической ночи, и наше спасение в случае внезапной катастрофы будет зависеть только от Бога и от нас самих. И если это роковое событие все-таки произойдет, мы рискуем в один миг оказаться выброшенными из уютного мирка тепла и безопасности в ледяной мрак холода, голода и гибели.
И потому, пока не поздно, нам следует подумать о создании "спасательных шлюпок" для всего человечества.