невзирая на
резко ухудшившиеся погодные условия, хочу немного порассуждать. В этой теме часто всплывал проблемный вопрос - почему нет рок-митол-готик-много_других_страшных_тегов-групп из Одессы или Украины.
Думается мне дело не только и не столько в лени участников, уровне владения инструментов и хитовости материала. Я предполагаю, что такая ситуация сложилась в украинской музиндустрии в целом. Предполагая высокий интеллектуальный уровень музыкантов и умение считать на два хода вперед, рискну предположить, что группы доходят до определенного локального потолка и, оценивая ситуацию, предпочитают не рисковать финансами, а заниматься музыкой ради своего удовольствия или вообще прекратить деятельность.
Какова же, собственно, ситуация? Я попробую оценить сначала ситуацию в Одессе, а потом экстраполировать ее на всю страну.
Музыкальная индустрия - это не только мэйджор-лэйблы, дорогие студии записи, мировые концертные турне и прочие признаки шикарной жизни. Это также маленькие клубы с небольшой сценой, репетиционные базы, преподаватели инструментов, менеджеры, организаторы и, конечно же, сами музыканты. Основное влияние на индустрию оказывают слушатели - потому как они оплачивают все это из своего кармана.
Сколько в Одессе музыкальных клубов? Контрабас, Дикий Зет, Выход, Шкаф, Шузз, Копирайт, Нота Бене... Все? Вроде еще есть непонятное заведение на Гайдара под названием Фламинго и что-то есть в Капитане Моргане, но в этом я не уверен никак. Итого - шесть клубов, два из которых никогда не возьмут на борт никаких рокеров-митолиздов-готов, еще один пускает с большим скрипом, оставшиеся три не ведут регулярной концертной деятельности, у Нота Бене собственная музыкальная политика. Достославные места вроде ДК Леси Украинки и "пиццерии" "От заката до рассвета" давно забыты. Конечно, можно прибавить к списку ильичевцев в Золотом Льве, но общей картины это не изменит. Вопрос - где выступить группе, неважно, новой или же опытной? В принципе, несложно договориться с Выходом или Шкафом, но провести в них мини-фестиваль или же впихнуть 100-150 человек уже крайне затруднительно. Ах да, есть же еше Гамбринус... там вроде шансон на постой, нет?
К чему я веду? В Одессе очень мало клубов, а регулярно живую музыку можно послушать исключительно в Зете или Шуззе. В таких условиях молодая группа, желающая выйти на сцену, просто не понимает куда она может выйти. Опытная группа, способная собрать некоторую аудиторию просто не поместит свою аудиторию в существующие заведения, если подойдет по формату. Более крупные залы и ДК не связываются с музыкантами, так как сайентологи и прочие секты платят приличные деньги, которые музыканты принести не в состоянии.
Репетиционные базы. Их хватает, они строятся самими музыкантами для своих нужд. С этим проблем нет, но есть проблемы с аппаратурой. Не везде есть качественные барабаны, усилители и комбики. Это также не очень хорошо сказывается на музыкантах. Негде научиться работать с качественной аппаратурой, трудно адаптироваться к аппарату на сцене.
Преподаватели инструментов. Тут вот жаловались на отсутствие хороших вокалистов. А откуда они возьмутся, если преподавателей нет? Можно пойти учиться играть на гитаре, взять частные уроки у клавишников, даже барабанщики не обделены. А вот преподавателей вокала... а они есть вообще? А без них некому указать на ошибки, некому поставить голос. Справедливости ради, преподавателей других инструментов ненамного больше. Музыканты учатся сами, набивая шишки.
Менеджеры и организаторы. Кто сказал, что директор группы не нужен? Посмотрите на пример Цереры - один человек собрал всех, дал работу и организовал выступления. Музыканты в нашем нынешнем положении с огромным трудом могут организовать себе концерт и планировать осмысленную деятельность. Из собственного опыта - 80% выступлений Пожарного Крана не состоялось бы, если бы не Владимир Гребеняк и Александр Капука. Человек, занимающийся организацией и не играющий в группе - серьезная помощь и опора. Музыканты могут просто играть, сочинять материал и просто зарабатывать на жизнь, не нарезая взмыленной лошадью круги по городу, распихивая демки, обзванивая клубы и договариваясь. При этом менеджер полезен не только музыкантам. На фестивале в другом городе именно менеджер самой группы может уладить все вопросы, облегчив жизнь организаторам фестиваля и высвободив одного человека, сопровождающего группу.
Сами музыканты. На отборочные туры фестиваля Пикейные Жилеты подали заявки около 70-ти групп. Конечно, это не все группы в городе. Вероятно, их раза в два больше. Предположим их 150. В среднем человека по четыре в группе с учетом того, что многие играют в двух группах. Итого - 600 человек. Вдумайтесь, всего-навсего 600 человек в миллионном городе играют в группах и занимаются какой-то активной деятельностью - хотя бы репетирует у себя в подвале. Это очень мало, этого не хватит для создания никакой музыкальной среды - ведь все эти люди не играют в одном стиле. Почти все эти люди знакомы друг с другом, а если не знакомы, то наслышаны друг о друге. Притока новых людей почти нет.
Думается мне, что если музыкантов будет хотя бы на порядок больше, то сработает закон перехода количества в качество. Кто-то набьет руку, где-то несколько хороших музыкантов сойдутся вместе, где-то талантливый парень под влиянием большой сформировавшейся среды возьмет в руки гитару и сочинит народный хит

. Сейчас же музыкальной среды в городе нет, есть кучка энтузиастов. Довольно большая кучка, но никак не тянущая на пласт музыкальной культуры.
Слушатели. Идем на один концерт, идем на местный фест, потом проводим вечер в клубе. Хм, одни и те же лица. Привет, привет, здорово, давно не виделись, черт, полчаса здоровался, пока дошел до сцены, чтобы послушать группу. Слушателей мало, денег у них тоже негусто, клуб должен что-то заработать, группе вообще не остается ничего. На пиво - не в счет. Хочется ли играть без финансовой отдачи? Да, но напрягаться неохота.
К чему я веду? К тому, что музыкальная индустрия повседневного уровня (послушать вечером в баре прикольного чувака с гитарой - ну хотя бы) практически не развита. Основная причина, скорее всего, низкая платежеспособность населения. В первую очередь надо поесть, заплатить за жилье, купить новую одежду и обеспечить детей. На походы по клубам и концертам денег не остается. Да и посиделки в барах в нашей культуре не приняты.
А что на всей территории страны? Вероятно, все тоже самое. Полдесятка клубов на город, кучки энтузиастов и мизерное число платежеспособных слушателей.
Где в такой ситуации будут группы? Там где мы их сейчас и видим - на реп. базах, в студиях, дома, с пивом и гитарой на море, у черта на куличках. Где угодно, но только не на сцене. Конечно, можно писать альбом, но без отдачи от слушателя это смахивает на онанизм. Потолок развития при таких обстоятельствах - концерт раз в три месяца где-то на локальной сцене. Что дальше?
Лирическое отступление. Сейчас кто-то напишет, что есть ведь Дворец Спорта, Сады Победы, Филармония и прочие "статусные" места. Это так, но на начинающие команды они не оказывают никакого влияния. Им нужны уже известные бренды, чтобы собрать зал. Новички этого сделать не смогут никак в силу малоизвестности как минимум. Можно быть вторыми Muse, но собрать стадион Уэмбли в первый месяц существования - исключено.
Итак, что дальше? Дальше группа должна записаться, издать альбом, отправить в турне, прославиться, выступить на крупном фесте и так далее. На этом этапе должен вступить в игру лейбл (предположительно, материал достаточно хорош). Но - вот засада! - лейблов нет! Никто не услышит тебя в клубе, некому слать демо, некуда ехать писаться, никто не срежиссирует клип и не толкнет его на телеканал.
Это все скорее всего придется делать за свой счет и на это нужна относительно неподъемная сумма. Даже если деньги есть, то простой подсчет будущих прибылей безрадостен - маловероятно, что удастся все эти деньги хотя бы вернуть. Разумные музыканты могут счесть риск слишком большим и остановиться. Дальнейшая работа - исключительно ради собственного удовольствия.
Остается призрачный вариант - ехать в Европу. Сложно сказать, будет ли он эффективен - примеров на руках нет.
Предположим, что группа все же рискнула и начала зарабатывать себе на жизнь. Сколько она заработает? Наверняка, примерно столько же, сколько и зарабатывала до активной музыкальной деятельности. Музыка - не только творчество, но и работа. Довольно тяжелая и не всегда благодарная работа. Стоит ли менять теплое место в привычном офисе на скитания по дебрям шоу-бизнеса? Решать вам.
Тем не менее, я считаю сложившуюся ситуацию позитивной и перспективной. Дело в том, что пять-семь лет назад тут вообще была пустыня и только ветер гонял засохшее перекати-поле через буераки. Если тенденция останется той же - увеличение количества клубов, увеличение слушателей, увеличение количества музыкантов - то через лет десять-двадцать мы можем прийти в светлое будущее. Пусть настоящее не очень радостно, но я считаю, что не надо париться и грезить о суперконцертах в городе, а просто работать и получать удовольствие от того что делаешь. Брюзжащим на качество товарищам даже не знаю что посоветовать. Молиться, поститься и слушать радио Радонеж, наверное
P.S.: я попытался собрать высказывания людей выше и собственные наблюдения в некую цельную картину. Надеюсь, что она получилась правдоподобной и непротиворечивой.