2.2.Результаты исследования психологических особенностей исполнительской деятельности
");
-->
Данные о выборке :
В исследовании приняли участие 30 человек, имеющие опыт игры на музыкальном инструменте от 1-го до 17-ти лет. Музыкальный инструмент – гитара.
Приняли участие 27 мужчин и 3 женщины.
Возраст испытуемых от 15 до 35 лет. Младше 18 – трое испытуемых (с поправкой на возраст этим испытуемым был предложен детский вариант личностного опросника Шмишека)
Гипотеза 1 . Музыканты – исполнители имеют высокие показатели по шкалам «Человек – Знак» и «Человек – художественный образ» по ДДО Климова.
Для проверки данной гипотезы, была проведена методика ДДО Климова.
Были посчитаны средние показатели группы по каждому из признаков, рузультаты отображены в графике 1
Полученные данные подтверждают гипотезу 1.
У испытуемых наиболее выражены показатели по шкалам «Человек-Художественный образ» и «Человек-Знак» , что свидетельствует о склонности данной группы к выбору творческих специальностей, к выбору специальностей связанных со знаковыми системами в том числе и музыкальных специальностей). Так же важно отметить , что третий по величине показатель по шкале «Человек-Техника». Можем предположить что это влияние выбранного испытуемыми музыкального инструмента, электрогитары.
Гипотеза 2. Преобладающий тип акцентуации характера для музыкантов – исполнителей – экзальтированный.
Для проверки данной гипотезы была проведена методика Шмишека, на выявление акцентуаций характера.
Так же были посчитаны средние показатели группы по каждой шкале, результаты отображены в графике 1 (см. доп. стр.38 ).
Полученные данные подтверждают гипотезу 2.
У испытуемых преобладает акцентуация по типу «экзальтированный».
Яркой чертой этого типа является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у испытуемых могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Гипотеза 3.
Между шкалами «Человек – художественный образ» и «Экзальтированность» присутствует связь.
Для проверки этого предположения мы взяли данные следующих шкал и провели корелляционный анализ.
Были сформулированы вспомогательные гипотезы:
H_0 : Корелляция между показателями по шкале «Ч-Хо» и показателями по шкале «Экзальтированость» , не отличается от нуля.
H_1 : Корелляция между показателями по шкале «Ч-Хо» и показателями по шкале «Экзальтированость» , статистически значимо отличается от нуля.
Ранжирование, вычисление разности между рангами, возведение в квадрат разности между рангами показано в таблице 3 (см.доп.стр 39)
А – показатели по шкале «Человек-Художественный браз» из ДДО Климова.
В – Показатели по шкале «Экзальтированность» из методики Шмишека.
Поскольку в обоих сопоставляемых рядах присутствуют группы одинаковых рангов , перед расчетом ранговой корелляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги :
Т_a = ∑▒〖(a^3-a)〗 /12
T_B =∑▒〖(b^3-b)〗/12
Где
a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду В
Т_a = 135
T_B = 302
Для подсчёта эмпирического значения r_s использовали формулу:
r_s = 1 – 6 * (∑▒〖d^(2 )+ Т_a + T_B 〗)/(N*(N^2-1))
r_s = 0,13
Критические значения r_s при N=30:
r_(s кр) = {█(0,36 (р≤0,05)@0,47 (р ≤0,01))┤
r_(s эмп) < 〖 r〗_(s кр)
Гипотеза H_0 принимается.
Принятие вспомогательной Гипотезы H_0 , означает отказ от Гипотезы 3.
Различия между показателями шкалы «Человек –художественный образ» и показателями шкалы «Экзальтированность» статистически не значимы.
Это позволяет сделать следующий вывод:
Профессиональная направленность испытуемых не связана с предложенной акцентуацией характера.
Гипотеза 4 и 5.
4.Высокая требовательность музыкантов-исполнителей будет проявлена через низкую актуальную самооценку.
5. У музыкантов – исполнителей между актуальной самооценкой и идеальной присутствует отрицательная корреляция.
Для проверки данных гипотез, была проведена методика Дембо-Рубинштейн.
Были посчитаны средние показатели группы по каждому из признаков, результаты отображены в графике 3 (см. доп. стр. 43 )
Рисунок 3 позволяет нам сделать некоторые наблюдения.
В общем актуальная самооценка (оценка себя на данный момент) у группы в пределах нормы. Есть только 2 снижения : по шкале профессионализма и шкале удовлетворенности своей техникой. Но показатели по этим шкалам немного ниже нормальной самооценки. Наиболее высоко испытуемые оценивают свой ум (широту кругозора) .
Гипотеза 4 не подтверждается.
Приступим к проверке гипотезы 5.
Вспомогательные гипотезы:
H_0 : корреляция между показателями оценки себя на данный момент и показателями желаемого результата не отлична от нуля.
H_1 : корреляция между показателями оценки себя на данный момент и показателями желаемого результата, статистически значимо отличается от нуля.
Ранжирование, вычисление разности между рангами, возведение в квадрат разности между рангами показано в таблице 5 (см.доп.стр 44)
А – средние значения по шкалам 1-й группы данных (таблица 4.1)
В - средние результаты по шкалам 2-й группы данных (таблица 4.2)
Поскольку в обоих сопоставляемых рядах присутствуют группы одинаковых рангов , перед расчетом ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги :
Т_a = ∑▒〖(a^3-a)〗 /12
T_B =∑▒〖(b^3-b)〗/12
Где ,
a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду В
Т_a = 0,5
T_B = 0,5
Для подсчёта эмпирического значения r_s использовали формулу:
r_s = 1 – 6 * (∑▒〖d^(2 )+ Т_a + T_B 〗)/(N*(N^2-1))
r_s = - 0,29
Критические значения r_s при N=10:
r_(s кр) = {█(0,64 (р≤0,05)@0,79 (р ≤0,01))┤
r_(s эмп) < 〖 r〗_(s кр)
Гипотеза H_0 принимается.
Полученные данные, позволяют сделать вывод о том, что связи между показателями оценки себя на данный момент и показателями желаемого результата нет. Различия статистически не значимы. Гипотеза 5 – отвергается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был произведён теоретический обзор соответствующей литературы. Рассмотрено понятие деятельности в психологии и философии. Изучены взгляды на структуру деятельности Леонтьева и Л.С. Рубинштейна. Исследовано понятие музыкальной и исполнительской деятельности. Рассмотрено воздействие музыкальной деятельности на структуру мозга. Стадии исполнительской деятельности. Изучена связь личности с дельностью, которая заключается в формировании личностных черт под воздействием деятельности. Рассмотрены представления о личности музыканта исполнителя, положение о 5 –ти «Т» , присущих любому человеку занятому искусством.
В экспериментальной части была подтверждена гипотез 1. У испытуемых наиболее выражены показатели по шкалам «Человек-Художественный образ» и «Человек-Знак» , что свидетельствует о склонности данной группы к выбору творческих специальностей, к выбору специальностей связанных со знаковыми системами ( в том числе и музыкальных специальностей). Так же важно отметить , что третий по величине показатель по шкале «Человек-Техника». Можем предположить что это влияние выбранного испытуемыми музыкального инструмента, электрогитары.
Полученные данные так же подтверждают гипотезу 2. У испытуемых преобладает акцентуация по типу «экзальтированный».
В результате исследование не подтвердилась гипотеза 3. Различия между показателями шкалы «Человек –художественный образ» и показателями шкалы «Экзальтированность» статистически не значимы. Профессиональная направленность испытуемых не связана с предложенной акцентуацией характера.
В общем актуальная самооценка (оценка себя на данный момент) у группы в пределах нормы, что отвергает гипотезу 4.
Связи между показателями оценки себя на данный момент и показателями желаемого результата нет. Различия статистически не значимы. Гипотеза 5 так же отвергается.
Таким образом, по результатам психологического исследования мы можем сделать следующие выводы о психологических особенностях исполнительской деятельности, на примере музыкантов-исполнителей, играющих на гитаре.
Люди, занимающиеся исполнительской деятельностью склонны выбирать профессии творческого содержания, и профессии требующие общения со знаками (в данном случае музыкальными). У большинства музыкантов- исполнителей выявлена акцентуация характера по типу «экзальтированный».Людям такого типа присущи следующие черты: способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения.Такие люди альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Актуальная самооценка (оценка себя на данный момент) у группы в пределах нормы. Есть только 2 снижения : по шкале профессионализма и шкале удовлетворенности своей техникой. Но показатели по этим шкалам немного ниже нормальной самооценки. Наиболее высоко испытуемые оценивают свой ум (широту кругозора) .
1)Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.
2)Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
3)Грицанов А.А. “Новейший философский словарь”, Минск, 1999.
4)Иванов В. Д.Словарь музыканта-духовика: — М.; Музыка,2007. — 128 с.
5)Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975
6)Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000
7)Мясищев В., Что есть музыкальность? //Хрестоматия . Музыкальная психология . Старчеус М.С. . М.: 1992 – ст. 135-139
8 )Носкова О.Г. Энциклопедия гуманитарных наук //Знание. Умение. Понимание. 2004 — №1 – 135
9)Павлов А.Е.Музыкальная деятельность и её мозговая организация // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14.Психология - 2007- №4 – с.92-98
10)Петровский А.В. Психологический словарь М.:Политиздат,1990.
11)Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический проект; Гуадемус,2009.
12)Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. М.:Просвещение,2002. 13) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии . – СПб.: Речь, 2002.
14) Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972.
15) Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004.
16) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в.М., 1996
Спасибо всем кто принял участие в исследовании! Благодаря Вам я многому научилась)
Если кого-то интересует теория, тоже выложу.