Берегите слух!

Общение ТОЛЬКО на темы, касающиеся музыки

Модератор: Noxer

Відповісти
Аватар користувача
Slap
Повідомлень: 979
З нами з: 18 червня 2007 15:44
Группа: Overheat
Звідки: Одесса

Берегите слух!

Повідомлення Slap »

Статья не моя. ОЧЕНЬ рекомендую!
Часть 1
В нескольких темах упоминались проблемы с интонацией, и часто люди жаловались на слух. Только в теме «Наушники – зло» около сотни сообщений за год, так что проблема достаточно НАБОЛЕВШАЯ.
Для участников этого форума уши – рабочий инструмент. Если Бетховен мог писать музыку, руководствуясь внутренним слухом, то для глухих музработников современности проблема выльется в езду на такси по приборам – «через сорок копеек сверните направо».


К сожалению, одна из тенденций в музыке и смежных технологиях – возрастающий риск ослабления и необратимой потери слуха из-за длительного воздействия звука экстремальной громкости. Как сказал один мудрый дядька, сегодня глухие продюсеры делают музыку для глухих слушателей.
Слух – бесценный дар для любого человека, а для работника музыкальной сферы слух – еще и рабочий инструмент, позволяющий зарабатывать на жизнь. Единственный способ избежать потери слуха – знать об опасности продолжительного воздействия звука высокой интенсивности и принимать меры предосторожности.

Слуховая система человека состоит из трех областей: наружного, среднего и внутреннего уха. По мере прохождения звуковой волны через каждую зону, сигнал обрабатывается, изменяется по интенсивности и спектру и анализируется.
Наружное ухо состоит из ушной раковины, впадины, в которую обычно вставляются наушники-капельки от плеера, и слухового канала, который заканчивается барабанной перепонкой. Наружное ухо помогает локализовать источник звука и служит резонатором, поднимая входящий сигнал (порой на 25 дБ).
Эластичная барабанная перепонка полностью перекрывает конец слухового канала. За ней находится среднее ухо, состоящее из трех косточек: молоточка, наковаленки и стремечка.
Молоточек прикреплен к барабанной перепонке и вибрирует вместе с нею. При этом вибрация через наковаленку передается стремечку, прикрепленному к еще одной гибкой мембране – овальному окошку на входе во внутреннее ухо.
Среднее ухо служит для согласования сопротивления между барабанной перепонкой, вибрирующем в воздухе, и овальным окошком, которое приводит в движение жидкость. Инфекции, отложение солей и другие факторы, воздействующие на среднее ухо могут ослабить чувствительность слуха на 50дБ. Такие временное нарушение слуха называются потерей проводимости и часто исправляются при своевременном обращении к врачу.

Внутреннее ухо заполнено жидкостью, несущей электрический заряд. Оно состоит из улитки и полукруглых вестибулярных каналов, поддерживающих равновесие организма.
При движении стремечка по овальному окошку на одном конце улики, ее вибрация передается жидкости, заполняющей улитку.
По всей длине улитке пролегает полужесткая базилярная мембрана, снимающая форму волны, вызывающей вибрацию, с окружающей жидкости. Звук различной частоты вызывает вибрацию разных участков мембраны; если в звуке имеется одновременное наличие нескольких частот, разные участки базилярной мембраны вибрируют одновременно.
Далее следует очень нежный орган Корти, состоящий из миллионов микроскопических волосков, соединенных с восприимчивыми кончиками слухового нерва. При возникновении вибрации базилярной мембраны, происходит стимуляция волосков, что вызывает электрохимические изменения в соответствующих нервных окончаниях.
Затем слуховой нерв передает эти сигналы в мозг.
Конец базилярной мембраны, ближний к среднему уху, возле основания улитки, отвечает на самые высокие частоты, тогда как дальний конец, или конек, чувствителен к низким частотам. Таким образом, волоски у основания, середины и конька улитки передают в мозг соответственно высоко-, средне и низкочастотные компоненты звукового сигнала.
Фактически, слуховой нерв, выходящий из улитки, является пучком отдельных волокон, в которых информация о частотах уже рассортирована и организована.
Улитка служит как тщательно отстроенный спектроанализатор, отвечающий гармоническим компонентам входящего звукового сигнала.

Здоровый слух
Многим известно, что человек воспринимает звук в частотном диапазоне от 20гЦ до 20кГц. На практике это справедливо только для младенцев; по мере взросления мы становимся меньше чувствительными к высоким частотам. Средний взрослый человек со здоровым слухом слышит до 16кГц. Способность к восприятию низких частот сохраняется у человека до глубокой старости.
Порог слухового восприятия и болевой порог выражаются графически кривыми Флетчера-Мэнсона, в честь ученых, исследовавших особенности восприятия человеком различных частот в зависимости от их интенсивности. Эти графики также известны как кривые равной громкости, поскольку отображают уровни, при которых различные частоты воспринимаются как одинаково громкие.
Эти кривые отражают нормальный слух и калиброваны в единицах, которые называются децибелы уровня звукового давления (dB SPL) и позволяют объективно измерить интенсивность звука. Согласно этим кривым, АЧХ человеческого слуха не является линейной.
Звуки под нижней из кривых не воспринимаются слухом. Как показывают кривые Флетчера-Мэнсона, нормальный человеческий слух более чувствителен в диапазоне от 1 до 4кГц, и требует большей амплитуды для достижения порога различимости в верхнем и нижнем концах частотного спектра. Кривые выпрямляются при высокой интенсивности звука; воспринимаемые уровни громкости высоких, средних и низких частот более похожи при звуковом давлении 90дБ, чем при 10дБ.
Если оборудование калибровано в дБ звукового давления, математически линейная АЧХ не будет звучать линейно. Поэтому чаще звуковое оборудование калибруется в dbA, что соотносит уровни в децибелах с одной из усредненных кривых равной громкости. В звуковой технике это называется взвешенной шкалой (A-weighted scale). При средней интенсивности уровни dbA, показывающие равную громкость на индикаторах, будут звучать сбалансировано по всему спектру.

Добавлено спустя 52 секунды:
Берегите уши - Часть 2
Подвергаясь длительному повторяющемуся воздействию громкого звука, клетки-волоски слуховой улитки теряют свою способность к вибрации. Снимки под электронным микроскопом обнаружили поврежденные волоски, которые не могут стимулировать нервные окончания. Последующее ухудшение слуха называется нейросенсорной потерей. Оно накапливается, является постоянным и необратимым.
Такое повреждение слуха возникает при длительном воздействии звука интенсивностью 90 и более дБА.
Американский федеральный орган охраны труда OSHA (Occupational Safety and Health Administration) определяет «долгосрочное» как 8 часов в день на протяжении 10 лет.
Однако, чем выше уровень звука, тем быстрее накапливается отрицательный эффект его воздействия. Стандарт OSHA урезает время работы вдвое для каждых 5дБ свыше 90.
Т.е. работа при 95дБ считается безопасной в течение лишь 4 часов. Столько и длится рабочая смена у студийного и концертного персонала США, Британии и других стран. Даже в бывшем СССР звукорежиссеры работали столько же, при 6-часовом рабочем дне у горняков и металлургов.
Продолжая прогрессию, при 100дБ можно работать не больше 2 часов, 105дБ – один час, 110дБ – полчаса, и при115дБ – всего 15 минут.
Теперь вспомните трехчасовые рок-концерты, на которых вы побывали, всенощные дискотеки, на которых вы не могли докричаться до собеседника и марафонские бдения в наушниках (о наушниках отдельный разговор)…

Обычно потеря слуха, вызванная воздействием громкого звука, не линейная. Чаще всего возникает характерный провал в области 3-4кГц, потом он расползается, захватывая 6-8кГц. Чем выше частота, тем сильнее ухудшается ее восприятие, т.к. волоски у основания слуховой улитки и отвечающие за восприятие высоких частот, страдают первыми от сильного звука.
Потеря слуха в результате воздействия громкого звука происходит постепенно и коварно.
Директор Клиники слуха в Лос-Анджелесе Барбара Белл говорит, что обычно пациенты обращаются за помощью, когда уже поздно.
Многие симптомы поначалу имеют временный, преходящий характер, и на них не обращают внимания, пока очередной звуковой удар по ушам не превратит болезнь в неизлечимую. У меня были знакомые – музыканты, звукорежиссеры, которые не могли слушать музыку на нормальной громкости, в разговоре поворачивались ко мне здоровым (точнее, менее убитым) ухом, телевизор врубали на такой громкости, что домашние и соседи по гостиничному номеру не выдерживали. Были и такие, что в разговоре фактически читали по губам, стоило отвернуться, и они меня не слышали.
Я не нагоняю страху. Загляните хотя бы в этом форуме на топик «Наушники – зло», и познакомьтесь с реальными историями болезни.
Обратите внимание на громкость мониторинга в известных вам студиях. Возможная причина экстремальных уровней – попытка звукорежиссера компенсировать провалы своего слуха, ибо на меньшей громкости он уже не слышит деталей.
И звукорежиссеры, и музыканты, работающие в роковых коллективах, часто страдают ухудшением слуха. В Штатах есть организация HEAR (Hearing Awareness and Education for Rockers), объединяющая жертв звуковых безумств и занимающаяся профилактикой.
Одна из ее руководителей играла в громких группах, доигралась до того слухового аппарата, а однажды позвонила в "Скорую", а ответа не услышала даже со слуховым аппаратом.
Часто высокие на записи задраны по той же причине – ухудшении слуха продюсера/инженера. Брендан О’Брайен работал с Pearl Jam, Red Hot Chilli Peppers, Red Crowes. Сейчас он признает, что избыток высоких на записях - его вина. «Что хорошо звучит для меня из-за моей частичной потери слуха, слишком для других. И я не одинок».
Концертный персонал страдает от звука еще больше. Звукорежиссер Просайз работал с Guns’n’Roses, ZZ Top, Boston и Майклом Джексоном в течение 18 лет, обнаружил потерю чувствительности левого уха 3дБ на частоте 4кГц, и после этого начал принимать меры.
Ему, к счастью, удалось остановить процесс ухудшения слуха.

Предупредительный звонок
Организм старается вас предупредить, подавая знаки о возможной потере слуха в результате передозы звука. Поначалу тревожные симптомы могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Не будьте легкомысленными.
Бейте тревогу при появлении следующих симптомов:
1. Звон в ушах (по латыни – tinnitus)
2. Звуки приглушены (временный сдвиг порога чувствительности)
3. Неразборчивость речи собеседника, особенно в шумных помещениях
4. Некоторые звуки умеренной громкости кажутся очень громкими. Это явление называется гиперчувствительностью (hyperacusis). Например, вы четко слышите, как громко скрежещет карандаш по бумаг, воробьи грохочут лапами под окном. Принимать это за тонкость вашего слуха – огромная ошибка. На самом деле – это свидетельство повреждения слуха. (Lekseich, Rusik – тревога!!!)

Что делать?
Начну с худшего. В случае необратимой серьезной потери слуха последнее средство – слуховой аппарат. Обычные модели для бабушек/дедушек – простенький усилитель, более продвинутые дают разную степень усиления на разных частотах. Для инвалидов музыкального фронта Ensoniq разработал наворочанный слуховой аппарат Sound Selector. Сейчас после поглощения Ensoniqа выпускается под другим лейблом. Хотя восстановить былой слух на 100% невозможно.

Лучший способ борьбы с болезнью – профилактика. Начните с простейших средств, что называются у нас Беруши, а у них – ear plugs. Резиновые, поролоновые, восковые можно найти в аптеках. Закрытые защитные наушники для стрелков (такие как в тирах) можно отыскать в спортивных и охотничьих магазинах, если есть знакомые в МВД или других органах – спросите у них. Все эти средства могут понизить уровень звука на 6-40дБ.

Для музыкантов большинство этих средств для работы не очень-то подходит, поскольку искажает частотный спектр, обычно резко срезая верх.
Но есть специальные профессиональные беруши для музыкантов, равномерно действующие по всему спектру. Хорошая вещь – Etymotic Research ER-15 и ER-25, соответственно -15дБ и -25дБ. Я давно пользуюсь TC Electronic Wizard (-18дБ), когда попадаю на громкие концерты, будь то по работе или в качестве зрителя.

Вернуть утраченный слух невозможно, но можно остановить его ухудшение. Не фанатейте при работе со звуком. Дорвавшись до любимого занятия, не сидите за пультом по 12 часов, особенно в наушниках. Во время туров не слушайте музыку в автобусе, особенно в наушниках. По возможности больше пользуйтесь мониторами, чем наушниками. Если пользуетесь на сцене ушными мониторами, убедитесь, что в мониторной линии стоит лимитер, иначе ляп мониторного звукорежиссера вдавит ваши барабанные перепонки в мозг.
Избегайте бытового шума. В общественном транспорте пользуйтесь берушами, а не слушайте плеер.
Во время работы весь контроль – на умеренных уровнях, давая уровень за 100 дБ для кратковременной проверки баланса, особенно низов. Проштудируйте литературу по записи и сведению, прислушайтесь к советам аксакалов. У стариков на радио и в ДЗЗ была защитная фишка – выслушивали записанный материал и монтировали, срезав верх на-6дБ, и делая в уме поправку, предусматривали конечное звучание. Делайте перерывы во время работы.
Вообще-то, то, что звучит на малой громкости, скорее всего, будет звучать и на большой, а наоборот – далеко не всегда. Отсюда и промашки многих наших «мастеров микса».

Сходите на всякий случай к врачу. Идите не в обычный лоркабинет, а к сурдологу. Это специалист, занимающийся расстройствами слуха. Ухо-горло-нос вам не поможет, как и больному вокалисту, которому нужен фониатр.
Процедура очень проста – надеваете наушники, генератор подает звуки различной частоты. Как услышите сигнал – нажимаете кнопочку, и самописец рисует вашу аудиограмму. Постарайтесь протестировать слух до 12кГц. В кабинетах, где выписывают слуховые аппараты пенсионерам, обычно аппаратура имеет предел до 8кГц, этого маловато.
Если выпадет серьезная работа за рубежом, могут потребовать проходить аудиограмму пару раз в год.

Посетите врача, даже если пока не припекло. Это – как сдать мазок после отдыха на море. Если есть проблема – лучше не ждать, пока все само рассосется. Если же у вас все в порядке – вы ощутите небывалый эмоциональный подъем, который поможет вам в работе.
Записать бы тишину и врубить на полную громкость!
Аватар користувача
Mini
Повідомлень: 360
З нами з: 19 лютого 2006 18:50
Группа: Virgin Call

Повідомлення Mini »

все конечно, очень правильно и разумно :salute:
но многие люди на работе по 6-8 часов в сутки сидят в наушниках и никакой особой альтернативы нет (даже постоянные репетиции и работа со звуком вредят меньше, мне кажется)
Gibson SG '61 Reissue Bass --> MXR ZW44 Zakk Wylde Overdrive --> Ampeg BA-112
Pop-punk loves you too
Аватар користувача
Slap
Повідомлень: 979
З нами з: 18 червня 2007 15:44
Группа: Overheat
Звідки: Одесса

Повідомлення Slap »

...мне кажется ты не всё прочитал.
Хорошая вещь – Etymotic Research ER-15 и ER-25, соответственно -15дБ и -25дБ. Я давно пользуюсь TC Electronic Wizard (-18дБ), когда попадаю на громкие концерты, будь то по работе или в качестве зрителя
Записать бы тишину и врубить на полную громкость!
Аватар користувача
RED_FIRE
Повідомлень: 299
З нами з: 03 січня 2006 19:46
Звідки: г. Одесса.
Контактна інформація:

Повідомлення RED_FIRE »

В этом что то есть ...
Аватар користувача
Slap
Повідомлень: 979
З нами з: 18 червня 2007 15:44
Группа: Overheat
Звідки: Одесса

Повідомлення Slap »

Серёня, в этом конечно что то есть :) Каждый раз после репы у меня уши звенят. А это колокольный звон по очередной порции утраченного слуха. И он НЕ ВОСТАНАВЛИВАЕТСЯ! А тише чем барабаны звучат не сделаешь!
Записать бы тишину и врубить на полную громкость!
Аватар користувача
SAIMON
Повідомлень: 125
З нами з: 09 березня 2008 18:42
Группа: N\A
Звідки: от туда )
Контактна інформація:

Повідомлення SAIMON »

ну что касается наушников то это правда ну а поповоду колонок или концертах ну не думаю что у нас все на столько глупые что бы подставлять голову в кмобик(Кабинеты) свыше 150 ват и выкрученый на полную

ЗЫ по поводу громкости барабанов выровнить звук это вечная проблема групп )
<---- это я где та видел 0_0
Аватар користувача
Slap
Повідомлень: 979
З нами з: 18 червня 2007 15:44
Группа: Overheat
Звідки: Одесса

Повідомлення Slap »

:) Чуваки, я понимаю, что много букаф, но вы сначала прочтите! Не идёт речь о комбах выкрученых. Элементарно ударник за репетицию убивает свой слух, даже если без комбов. Просто приочтите.
Записать бы тишину и врубить на полную громкость!
Аватар користувача
SAIMON
Повідомлень: 125
З нами з: 09 березня 2008 18:42
Группа: N\A
Звідки: от туда )
Контактна інформація:

Повідомлення SAIMON »

я все читал так что не надо :salute:
<---- это я где та видел 0_0
Аватар користувача
Dead_Butcher
Повідомлень: 147
З нами з: 01 жовтня 2008 18:28
Звідки: Лига смешанных единоборств Mix Fight "M-1 Ukraine"

Повідомлення Dead_Butcher »

А кто-нить знает где в Одессе можно найти Etymotic Research ER-15 и ER-25, TC Electronic Wizard ?
Я смотрел в смертельную чашу рассудка
Жидкость расплавленной епитимией плеснула мне в глаза
_
Свобода для тебя становится войной, которая победила душу голоса...
Позвольте голосу души стать свободным.
Аватар користувача
Slap
Повідомлень: 979
З нами з: 18 червня 2007 15:44
Группа: Overheat
Звідки: Одесса

Повідомлення Slap »

О!
Записать бы тишину и врубить на полную громкость!
Аватар користувача
Dead_Butcher
Повідомлень: 147
З нами з: 01 жовтня 2008 18:28
Звідки: Лига смешанных единоборств Mix Fight "M-1 Ukraine"

Повідомлення Dead_Butcher »

Slap писав:О!
Это ответ на мой вопрос?)
Я смотрел в смертельную чашу рассудка
Жидкость расплавленной епитимией плеснула мне в глаза
_
Свобода для тебя становится войной, которая победила душу голоса...
Позвольте голосу души стать свободным.
Відповісти