Аркадий и Борис Стругацкие
Модератор: Noxer
- OswalD
- Повідомлень: 305
- З нами з: 21 вересня 2007 19:43
- Звідки: ..,на Западном фронте без перемен ;-)
- Контактна інформація:
Аркадий и Борис Стругацкие
СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ
(1925-1991)
СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ
(р. 1933)
А.Стругацкий родился 27 августа 1925 года в Батуми, однако вскоре семья перебралась в Ленинград. Отец — искусствовед, мать — учительница русского языка и литературы. После начала Великой Отечественной войны он работал на строительстве укреплений, позже — в гранатной мастерской. В конце января 1942 г. А.Стругацкий вместе с отцом был эвакуирован из блокадного города, но выжил единственный из всего вагона (отца похоронил в Вологде). Судьба забросила его под Оренбург, где молодой человек и был призван в армию и направлен в Актюбинское артучилище. А незадолго до выпуска (в 1943 г.) он был направлен в Москву, в военный институт иностранных языков в Москве, который был им закончен уже после победы, в 1949 г. по специальности переводчика с английского и японского языков. Некоторое время А.Стругацкий преподавал в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. В 1955 г. он демобилизовался, и к началу творческой деятельностион работал референтом-переводчиком с японского в Институте технической информации. После публикации первой повести «Пепел Бикини» (в 1956 г., в соавторстве с Л.Петровым) перешел в редакцию научно-художественной литературы в Детгиз, и с тех пор занимался литературной деятельностью уже систематически, хотя первые пробы пера состоялись еще в армии.
Б.Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде. Окончил механико-математический факультет Ленинградского университета. По специальности — астроном, много лет проработавший в Пулковской обсерватории. В соавторстве братья выступают с 1957 и считаются принадлежащими к направлению социальной фантастики.
Писатели дебютировали в 1958 г. рассказами «Извне» и «Спонтанный рефлекс», а в 1959 г. увидело свет первое крупное произведение соавторов — фантастическая повесть «Страна багровых туч». За ней вскоре последовали «Стажеры», «Попытка к бегству», «Путь на Амальтею», «Возвращение» (все — 1962 г.), «Понедельник начинается в субботу», «Хищные вещи века» (обе — 1965), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Улитка на склоне» (1966-68), «Сказка о Тройке» (1968), «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «За миллиард лет до конца света» (1976-77), «Жук в муравейнике» (1979-80) и др.
Оригинальное писательское творчество бр. С. впитало в себя все основные научные и художественные веяния времени: вопрос о влиянии на их творчество толкуется очень широко, сами соавторы отмечали безусловное воздействие на себя эстетических идеалов и основополагающих идей Г.Уэллса, Ж.Верна, С.Лема, К.Абэ, И.Ефремова. Как и многие другие, обратив основной фокус писательского внимания к социуму, С. первого периода творчества, пришедшегося на конец 50 — 60-е гг. («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Далекая радуга» и т.д. вплоть до «Полдень XXII век. Возвращение»), были проникнуты идеей близости прекрасного коммунистического будущего. В те годы они создают целостную картину мира и будущего (в рамках единого художественного мира), романтическую по форме и оптимистическую с точки зрения содержания и пафоса. Утопический идеал побуждает писателей уделять основное внимание проработке деталей, формирующих внешний облик «прекрасного далека», и они знакомят в подробностях читателей с системой общественного воспитания, профессиональной подготовки, социальными институтами будущего. Однако уже в это время заметным становится последовательное (от произведения к произведению) вытеснение активного внешнего действия размышлением, лиризация и психологизация прозы, насыщение ее философским элементом и притчевым началом. И все же, ранние вещи С. были созданы в традиционном ключе. «Вселенная Стругацких» началась с повести «Попытка к бегству». Ее отличительной чертой оказалась необычная постановка нравственного выбора, обобщение ее до глобального, общечеловеческого масштаба.
«Попытка к бегству» — «Трудно быть богом» — «Обитаемый остров» — в цикле «собственно» прозы С. — наиболее простые, линейные, отмеченные прямым противопоставлением двух антагонистичных миров: Абсолютного Добра, Справедливости и Реальной Человеческой Природы (во всем ее несовершенстве). Основным злом авторам представлялась воинствующая серость и агрессия к инакомыслию, а носителями гуманизма выступала интеллигенция.
«Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Град обреченный» — произведения, обратившие внимание читателей к проблеме поведения человека в неординарных и нравственно экстремальных ситуациях.
«Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер» посвящены проблеме контакта. Впервые она была серьезно затронута в повести «Трудно быть богом», в которой сомнению подвергнута идея «прогрессорства» — искусственного ускорения развития иной цивилизации. «Малыш», «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Жук в муравейнике», «Гадкие лебеди», «Волны гасят ветер» — произведения, свидетельствующие о принципиальных изменениях в картине жизни и художественном мире писателей конца 60 — 70 гг. и их мучительном поиске путей человеческого прогресса. Эволюция идей, переходящие из одного произведения в другое персонажи организуют романы и повести в цикл, в составе которого каждое произведение самостоятельно, но вместе они образуют новый семантический уровень обобщения.
Эти произведения привнесли в отечественную фантастику мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершенность. Построенная на органическом единстве серьезной мысли и увлекательной интриги, проза С. отмечена присутствием выраженного притчевого начала.
Для их художественной концепции мира характерно присутствие «нечто» — тайны, до конца неразрешимой. Через все произведения последних десятилетий красной нитью проходит предупреждение: осторожно, тайна рядом! «Нечто» существует само по себе, вне зависимости от мнений и представлений людей, и может оказаться в равной степени «ветром, надувающим паруса» или «ветром, рождающим бурю», не исключено, тем и другим одновременно.
Мир, как он видится авторам, основан на непрекращающейся борьбе человека в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остается неизвестным, а результат ее волнует писателей меньше, чем процесс. В связи с вышесказанным, особо остро С. ставят вопрос о возможности в процессе борьбы сохранить достоинство человека и готовность предстать перед судом времени. Писатели подчеркнуто отказываются прогнозировать образ человека будущего — «задачу изображать людей иного времени, будущего, мы никогда не ставили и не будем ставить перед собой...», их больше интересует исследование современной жизни и человека, экстраполируя их в будущее, гиперболизируя и иногда доводя до гротеска.
При этом будущее рассматривается как экстремальные обстоятельства, проявляющие все сущностное в человеке, делающие очевидными закономерности его поведения.
Серьезность писательского отношения к проблеме нравственной готовности человека встретиться с будущим «лицом к лицу» подчеркивается часто встречающимся в их прозе мотивом тупика и идеей другого пути (каким он может оказаться — вопрос остается открытым, предположения такого рода С. не конкретизируют).
Самое сложное произведение авторов «Отягощенные злом» — контрапункт «Мастера и Маргариты» — роман-притча с неоднозначной концовкой, возможными трактовками. Два параллельных действия — библейско-фантасмогорическое (Демиург) и условно-реальное (в провинциальном российском городке Ташлинске) (Учитель) объединяются идеей, что единственно возможное спасение — воспитать поколение детей с новой психологией.
(1925-1991)
СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ
(р. 1933)
А.Стругацкий родился 27 августа 1925 года в Батуми, однако вскоре семья перебралась в Ленинград. Отец — искусствовед, мать — учительница русского языка и литературы. После начала Великой Отечественной войны он работал на строительстве укреплений, позже — в гранатной мастерской. В конце января 1942 г. А.Стругацкий вместе с отцом был эвакуирован из блокадного города, но выжил единственный из всего вагона (отца похоронил в Вологде). Судьба забросила его под Оренбург, где молодой человек и был призван в армию и направлен в Актюбинское артучилище. А незадолго до выпуска (в 1943 г.) он был направлен в Москву, в военный институт иностранных языков в Москве, который был им закончен уже после победы, в 1949 г. по специальности переводчика с английского и японского языков. Некоторое время А.Стругацкий преподавал в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. В 1955 г. он демобилизовался, и к началу творческой деятельностион работал референтом-переводчиком с японского в Институте технической информации. После публикации первой повести «Пепел Бикини» (в 1956 г., в соавторстве с Л.Петровым) перешел в редакцию научно-художественной литературы в Детгиз, и с тех пор занимался литературной деятельностью уже систематически, хотя первые пробы пера состоялись еще в армии.
Б.Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде. Окончил механико-математический факультет Ленинградского университета. По специальности — астроном, много лет проработавший в Пулковской обсерватории. В соавторстве братья выступают с 1957 и считаются принадлежащими к направлению социальной фантастики.
Писатели дебютировали в 1958 г. рассказами «Извне» и «Спонтанный рефлекс», а в 1959 г. увидело свет первое крупное произведение соавторов — фантастическая повесть «Страна багровых туч». За ней вскоре последовали «Стажеры», «Попытка к бегству», «Путь на Амальтею», «Возвращение» (все — 1962 г.), «Понедельник начинается в субботу», «Хищные вещи века» (обе — 1965), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Улитка на склоне» (1966-68), «Сказка о Тройке» (1968), «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «За миллиард лет до конца света» (1976-77), «Жук в муравейнике» (1979-80) и др.
Оригинальное писательское творчество бр. С. впитало в себя все основные научные и художественные веяния времени: вопрос о влиянии на их творчество толкуется очень широко, сами соавторы отмечали безусловное воздействие на себя эстетических идеалов и основополагающих идей Г.Уэллса, Ж.Верна, С.Лема, К.Абэ, И.Ефремова. Как и многие другие, обратив основной фокус писательского внимания к социуму, С. первого периода творчества, пришедшегося на конец 50 — 60-е гг. («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Далекая радуга» и т.д. вплоть до «Полдень XXII век. Возвращение»), были проникнуты идеей близости прекрасного коммунистического будущего. В те годы они создают целостную картину мира и будущего (в рамках единого художественного мира), романтическую по форме и оптимистическую с точки зрения содержания и пафоса. Утопический идеал побуждает писателей уделять основное внимание проработке деталей, формирующих внешний облик «прекрасного далека», и они знакомят в подробностях читателей с системой общественного воспитания, профессиональной подготовки, социальными институтами будущего. Однако уже в это время заметным становится последовательное (от произведения к произведению) вытеснение активного внешнего действия размышлением, лиризация и психологизация прозы, насыщение ее философским элементом и притчевым началом. И все же, ранние вещи С. были созданы в традиционном ключе. «Вселенная Стругацких» началась с повести «Попытка к бегству». Ее отличительной чертой оказалась необычная постановка нравственного выбора, обобщение ее до глобального, общечеловеческого масштаба.
«Попытка к бегству» — «Трудно быть богом» — «Обитаемый остров» — в цикле «собственно» прозы С. — наиболее простые, линейные, отмеченные прямым противопоставлением двух антагонистичных миров: Абсолютного Добра, Справедливости и Реальной Человеческой Природы (во всем ее несовершенстве). Основным злом авторам представлялась воинствующая серость и агрессия к инакомыслию, а носителями гуманизма выступала интеллигенция.
«Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Град обреченный» — произведения, обратившие внимание читателей к проблеме поведения человека в неординарных и нравственно экстремальных ситуациях.
«Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер» посвящены проблеме контакта. Впервые она была серьезно затронута в повести «Трудно быть богом», в которой сомнению подвергнута идея «прогрессорства» — искусственного ускорения развития иной цивилизации. «Малыш», «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Жук в муравейнике», «Гадкие лебеди», «Волны гасят ветер» — произведения, свидетельствующие о принципиальных изменениях в картине жизни и художественном мире писателей конца 60 — 70 гг. и их мучительном поиске путей человеческого прогресса. Эволюция идей, переходящие из одного произведения в другое персонажи организуют романы и повести в цикл, в составе которого каждое произведение самостоятельно, но вместе они образуют новый семантический уровень обобщения.
Эти произведения привнесли в отечественную фантастику мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершенность. Построенная на органическом единстве серьезной мысли и увлекательной интриги, проза С. отмечена присутствием выраженного притчевого начала.
Для их художественной концепции мира характерно присутствие «нечто» — тайны, до конца неразрешимой. Через все произведения последних десятилетий красной нитью проходит предупреждение: осторожно, тайна рядом! «Нечто» существует само по себе, вне зависимости от мнений и представлений людей, и может оказаться в равной степени «ветром, надувающим паруса» или «ветром, рождающим бурю», не исключено, тем и другим одновременно.
Мир, как он видится авторам, основан на непрекращающейся борьбе человека в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остается неизвестным, а результат ее волнует писателей меньше, чем процесс. В связи с вышесказанным, особо остро С. ставят вопрос о возможности в процессе борьбы сохранить достоинство человека и готовность предстать перед судом времени. Писатели подчеркнуто отказываются прогнозировать образ человека будущего — «задачу изображать людей иного времени, будущего, мы никогда не ставили и не будем ставить перед собой...», их больше интересует исследование современной жизни и человека, экстраполируя их в будущее, гиперболизируя и иногда доводя до гротеска.
При этом будущее рассматривается как экстремальные обстоятельства, проявляющие все сущностное в человеке, делающие очевидными закономерности его поведения.
Серьезность писательского отношения к проблеме нравственной готовности человека встретиться с будущим «лицом к лицу» подчеркивается часто встречающимся в их прозе мотивом тупика и идеей другого пути (каким он может оказаться — вопрос остается открытым, предположения такого рода С. не конкретизируют).
Самое сложное произведение авторов «Отягощенные злом» — контрапункт «Мастера и Маргариты» — роман-притча с неоднозначной концовкой, возможными трактовками. Два параллельных действия — библейско-фантасмогорическое (Демиург) и условно-реальное (в провинциальном российском городке Ташлинске) (Учитель) объединяются идеей, что единственно возможное спасение — воспитать поколение детей с новой психологией.
Я не тот, кто вам нужен...(с)
...Gott, behalt meine Feinde...
...Gott, behalt meine Feinde...
- Johnny Rico
- Повідомлень: 2450
- З нами з: 20 лютого 2007 20:44
- Звідки: Незалежна Україна
- летящаяНаМетле
- Повідомлень: 2435
- З нами з: 04 квітня 2006 13:32
- Звідки: Mars
- Johnny Rico
- Повідомлень: 2450
- З нами з: 20 лютого 2007 20:44
- Звідки: Незалежна Україна
- OswalD
- Повідомлень: 305
- З нами з: 21 вересня 2007 19:43
- Звідки: ..,на Западном фронте без перемен ;-)
- Контактна інформація:
Иггдрасиль
+1
летящаяНаМетле
ну что это такое?и книга Булгакова видите ли у тебя "Дни Турбиных" называется, и тут название исковеркала..нужно же все таки уважение хоть какое то к авторам иметь.
+1
летящаяНаМетле
ну что это такое?и книга Булгакова видите ли у тебя "Дни Турбиных" называется, и тут название исковеркала..нужно же все таки уважение хоть какое то к авторам иметь.
Востаннє редагувалось 16 лютого 2008 19:16 користувачем OswalD, всього редагувалось 1 раз.
Я не тот, кто вам нужен...(с)
...Gott, behalt meine Feinde...
...Gott, behalt meine Feinde...
- Johnny Rico
- Повідомлень: 2450
- З нами з: 20 лютого 2007 20:44
- Звідки: Незалежна Україна
- kotvmeshke
- Повідомлень: 467
- З нами з: 05 червня 2007 19:05
- Звідки: Одесса, Украина
- Контактна інформація:
читал - очень понравились. Со временем хочу их перечитать полностью. Не смотря на то, что многие из их вещей уже классика советской литературы, тем не менее мне их творчество нравится за потрясающий юмор, широту и простор мысли. Молодцы!«Сказка о Тройке» (1968),
«Обитаемый остров» (1969),
«Малыш» (1971),
«Пикник на обочине» (1972),
«Трудно быть богом»
Фантастику в целом не люблю, но есть отдельные писатели, произведения которых мне близки. В числе их - Стругацкие.
Если когда-нибудь я все же умру—не дай Бог, конечно, — прошу написать на моей могиле такую эпитафию: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка». Курт Воннегут